Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»




Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего

 

Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.

Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины профессиональной деятельности в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

Форсайт —технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.

Открытой проектной мастерской для осознаниястудентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных»форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.

Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.

При проведении сессии ВАЖНО:

• использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

• эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

 

Модель проведения форсайт-сессии

 

Зона виденияжелаемого будущего
Соглашение об образе идеального будущего
Зона актуальных задач
Зона выбора пути
Зона решения
Соглашение об актуальных зонах роста и сильных сторонах
Соглашение о выборе пути и порядке продвижения по зонам
Соглашение о решениях, который намерен поддерживать каждый  
Зона реализации
Соглашение по действиям для осуществления решения

 

 


Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Задачи:

 

1. Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.

2. Составление участниками сессии«картыбудущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.

3. Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.

4. Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий (фасилитатор): педагог-психолог, социальный педагог, куратор, классный руководитель, тьютор.

Целевая аудитория: 15–25 человек.

Время проведения сессии: 2–4 часа

Введение

Ведущий:

· проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;

· объявляет регламент работы;

· устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда[1], проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделироватьи нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видятчерез пять лет.

Можно предложить группе представить будущееметафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего».Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Упражнение «Карта будущего». [2]

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?

Какие препятствия вам предстоит преодолеть?

На какую помощь вы можете рассчитывать?

Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать план развития личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды    
             
             
       
         
             

 

В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.

Заключение

На последнем этапе группа при поддержке ведущего:

· обозначает результаты («Чего же мы все-таки достигли?»);

· принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;

· дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному иличностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Трушников Д.Ю. «Теория и методика профессионального образования» https://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/indexdate.shtml

2. Петров Е. «Генерация Прорывных Идей В Бизнесе». — М.:МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.


[1] Тренд —тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

[2]https://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: