Сдантартизация теста.
Эффективность теста как инструмента зависит не только от качества самого теста, но от того, выполняются ли одно из принципиальных требований в тестологии - требования стандартизации.
Стандартизация - комплекс процедур, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия.
Стандартизация включает ряд требований по организации тестирования:
n ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другими;
n группа тестируемых выравнена по мотивации;
n тестирование различных групп испытуемых занимает одинаковое время и проводится в равных условиях;
n содержание теста должно соответствовать требованиям стандартов образования;
n все испытуемые выполняют одни и те же задания (подобные, параллельные формы заданий);
n в тест включены задания одной формы либо разных форм с соответствующими весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем;
n заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам испытуемых без исключения.
Чтобы соблюдались условия стандартизации, тест сопровождается руководством, в котором заключена следующая информация для пользователя:
1) назначение и содержание;
2) показания для применения и ограничения;
3) состав теста;
4) информация об апробации теста (цели апробации, объем и состав выборки, основные статистические характеристики);
5) инструкция по процедуре проведения тестирования;
6) ключи;
7) данные о трудности и дискриминативности заданий;
8) данные о надежности и валидности теста;
9) другие статистические материалы;
10) правила (инструкция) для обработки данных;
11) устройство шкалы;
12) правила и особенности интерпретации результатов.
|
При обеспечении равных условий тестирования большую роль играют те части руководства, которые содержат инструкции, регламентирующие поведение тех, кто проводит тестирование, самих испытуемых и тех, кто проверяет тестовые работы.
Инструкция для проводящего (ведущего) тестирование включает: условия проведение теста (где, в каком помещении, требования к помещению др.), время выполнения теста, материалы для проведения теста (бланки, ручки или карандаши, черновики и др.), поведение ведущего во время тестирования (что он обязан, что он может, и что ему запрещено делать), необходимая квалификация лиц, которые проводят тестирование и др.
Инструкция для ведущего и испытуемого входят в состав всех стандартизированных тестов и определяют его объективный характер. Инструкция для ведущего приводится, как правило, в руководстве к тесту, а инструкция для испытуемого - прилагается к пакету тестовых материалов.
Инструкция для испытуемого включает: правила заполнения бланков ответов; образцы исправления неверно выполненного задания. Кроме того инструкция может содержать правила поведения учащегося и санкции за нарушение этих правил.
Проверка тестовых работ также регламентирована. Проверяющим даются эталоны правильных ответов и сдандартизированные критерии оценок.
Важным моментом в стандартизации теста является определение нормы, так как адекватность результатов выполнения теста достигается путем сопоставления первичного индивидуального балла с определенными нормами выполнения теста.
|
Нормы - это множество показателей, которые устанавливаются эмпирически, сообразно тому, как выполняет задания теста некоторая четко определенная выборка испытуемых. Наиболее распространенными нормами являются среднее арифметическое и стандартное отклонение по множеству индивидуальных баллов выборки стандартизации. Соотнесение первичного результата испытуемого с нормами выполнения позволяет установить место испытуемого в выборке, использованной для стандартизации теста. При таком сопоставлении можно установить, соответствует ли данный результат среднему или насколько он выше или ниже среднего результата выполнения теста. Разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс стандартизации теста.
Нормы должны отвечать ряду требований. Норма должна быть:
n дифференцированной - ученики, работающие по разным программам, должны сравниваться исходя их разных норм. Например, нельзя установить одинаковые нормы выполнения теста по математике для учеников обычной школы и школы с углубленным изучением математики, так как норма должна отражать специфику программы подготовки учеников;
n соответственной, т.е. отражающей реальный контингент и реальные требования, вытекающие из современной ситуации в образовании;
n репрезентативной - полученной по результатам тестирования репрезентативной выборки, обеспечивающей несмещенные нормативные оценки.
Норма - относительное понятие, тесно связанное с качеством выборки, использованной для стандартизации. Поэтому при стандартизации теста особое внимание обращают на формирование выборки. Выборка должна точно отражать категорию (или несколько категорий лиц), для которых предназначен тест, а также быть большой и достаточно сбалансированной для обеспечения столь малой погрешности измерений, чтобы ею можно было пренебречь в процессе стандартизации теста.
|
ЕГЭ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
С 2001 года в нашей стране идет эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения. Почему возникла необходимость использования ЕГЭ как итоговой аттестации учащихся? В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ». ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.