Типы межнациональных отношений:
1. отношения между этносами внутри государства;
2. отношения между национальными государствами.
Формы межнациональных отношений:
1. мирное сотрудничество (происходит как этническое смешивание, либо как этническое поглощение (ассимиляция));
2. этносоциальный конфликт (форма межнациональных отношений, характеризующаяся наличием взаимных претензий, открытым противостояние народов друг другу). Крайняя форма конфликта - геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение определенных групп населения по национальным или религиозным признакам.
Ксенофобия - неприятие всего иностранного, чужеродного.
Национализм - убеждённость в исключительности своей нации.
Нацизм - возвеличивание своей нации при крайней нелюбви к представителям других этнических групп.
Фашизм - идеология, при которой интересы определённой нации ставятся выше интересов других наций и отдельных индивидов.
Шовинизм - крайняя степень национализма, связанная с ущемлением прав людей по национальному признаку.
Расизм - форма дискриминации по расового признаку.
Причины этносоциальных конфликтов:
1. социально-экономические (различия в уровне жизни);
2. культурно-языковые (ущемление культуры и языка в общественной жизни);
3. этнодемографические (резкий рост численности, миграция);
4. экологические;
5. экстерриториальные (несовпадение административных границ с границами расселения);
6. исторические;
7. конфессиональные;
8. культурно-бытовые (непринятие особенностей поведения другого этноса).
Пути разрешения конфликтов:
1. признание межнациональных проблем -осознание неприемлемости насилия;
2. юридизация конфликта;
3. экономическое стимулирование;
4. создание центров поддержки национальных культур;
5. организация комиссий, советов по разрешению конфликтов;
6. введение бесед о толерантности (добрососедское общежитие, терпимость к иным взглядам, верованиям, нациям) в школьную программу.
Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
1. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
2. запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
3. сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
4. равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
5. право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
6. содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
7. своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
8. запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
9. защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:
1. объекта - конкретной причины столкновения субъектов;
2. двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
3. инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.
Виды социальных норм.
Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы - это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения. Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми.
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Признаки социальных норм:
1. регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
2. являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
3. появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
4. рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
5. за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства.
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
1. Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.
2. Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
3. В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
Социальный контроль.
Социальный контроль и представляет собой совокупность ценностей и норм (моральных, правовых) общества, а также санкции к их нарушителям; санкции принуждают к соблюдению этих ценностей и норм. В первом случае социальный контроль включает в себя механизмы управления действиями, а во втором — механизмы собственно принуждения. Теория социального контроля — та составная часть теории девиантного поведения, которая изучает механизмы, противодействующие процессам девиантного поведения. Она соотносится как с проблемой равновесия (стабильности) общества, нормативными моделями регуляции, так и с мотивациями, связанными с проблемой конформности-девиации.
Социальный контроль неразрывно связан также с управлением действиями людей, социальных связей и социальных систем. Механизм контроля представляет собой своеобразную форму управления элементами действия. Внутренними контролерами являются потребности, убеждения, а внешними — нормы, ценности, а также приказы и т. п. Когда речь идет о контроле над действиями людей, то имеются в виду специальные механизмы, следящие за соблюдением стандартов (программ) поведения; последние включают в себя системы вышеперечисленных элементов. Например, правовой контроль включает в себя потребность человека, его ценности (общественные потребности), какие-то нормы поведения и результаты.
Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:
1. внутренний контроль, или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;
2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.
Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).
Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:
1. регулируют общий ход социализации;
2. интегрируют личность в социальное окружение;
3. служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
4. контролируют отклоняющееся поведение.
Принято выделять два вида социальных норм:
1. Формальные, на основе права:
1. формально определены;
2. закреплены в нормативных актах;
3. подтверждены принудительной силой государства.
2. Неформальные у на основе морали:
1. не закреплены официально;
2. поддерживаются общественным мнением.
Сущность социальных норм заключается в следующем:
1. они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
2. выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.
Семья и брак.
Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.
Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.
С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная (рождение детей), воспитательная (воспитание и образование детей), хозяйственно-экономическая (содержание, кормление, одевание, материальная поддержка) и рекреационная (отдых, моральная поддержка, душевная забота).
Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных взаимодействий супругов.
Шкалу межличностных взаимодействий можно представить в следующем виде:
1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
2. Манипуляция. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
3. Соперничество. Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
5. Содружество. Отношение к другому человеку как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.
Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие!