Тема: «Антикризисная направленность государственной экономической политики Республики Беларусь»




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Индивидуальное задание

По дисциплине

«Практика антикризисного управления»

Тема: «Антикризисная направленность государственной экономической политики Республики Беларусь»

 

Выполнил: Насиловский А. Н. Группа: 85 АУ

 

 

Руководитель: Ст.пр.Ходенков А.Л.

 

 

Минск 2012

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и реального секторов экономики.

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины 2010 года.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.

И в 2011 году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В 2010 году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.

Эти экономические процессы не могли, не отразится и на состоянии бюджета.

Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.

Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.

Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:

· достижению сбалансированного бюджета;

· обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном

· секторе и на государственных предприятиях;

· ограничению государственных инвестиций;

· повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

· развитию системы адресной социальной поддержки населения.

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.

Пересматривается порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию.

Министерством финансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики.

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.

Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.

В 2010 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2011 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2012 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2010 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно следует создавать стимулы для:

· взаимной поддержки наших традиционных рынков;

· развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;

· упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран.

Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков.

В последнее время много говорят о роли международных организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе проста – МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений.

Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2011 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. – Мн.: АУП, 2002. – 253 с.

2. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с.

3. Ковалев, Александр Васильевич Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 1996. - 119 с.

4. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.

5. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ, 2003. – 267 с.

6. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: