Задачи, решаемые на этапе диспозиции.




Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.

Никонова М.Н.

Практическое задание № 10.

Задачи, решаемые на этапе диспозиции.

1. Композиция и структура публичной речи.

2. Цель, типы и приемы построения вступления и заключения.

3. Устройство основной части выступления, принципы ее построения.

4. Аргументация речи.

5. Методы изложения материала: а) дедукция, б) индукция, в) метод аналогии, г) исторический (стадиальный) метод, концентрический метод.

Основные термины и понятия данной темы:

Риторический канон, диспозиция (расположение), повествование, описание, объяснение, рассуждение, побуждение, вступление (естественное, искусственное, внезапное), «коммуникативное самоубийство», заключение, основная часть выступления, средства управления вниманием, аргументация (нисходящая, восходящая), гомерический порядок аргументации, сильные и слабые аргументы, хрия.

Освоение теоретического материала:

1. Изучите по пособию: Риторика. / под общей ред. В.Д. Черняк. М., 2013:

а) главу 4. Риторический канон (с. 42-49);

б) главу 5. Логичность и агрументация речи (с. 57-72);

в) главу 8. Подготовка и произнесение публичной речи (с. 96-101).

2. Изучите по пособию: Лиммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. – М., 2002:

а) параграф 3.5.Вступление - заключение (с. 133-155).

Упражнения:

Задание 1. Прочтите следующие тексты и определите, когда они были написаны: ХVIII в., ХIХ в., первая четверть ХХ в., вторая четверть ХХ в., третья четверть ХХ в., четвертая четверть ХХ в. Какие их черты позволили вам определить время написания?

1) Уважаемый Председатель Ян Шанкунь!

Уважаемые товарищи, друзья!

Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Китайской Народной Республики за приглашение посетить вашу страну, за радушие и гостеприимство, которое мы ощутили с первых часов пребывания в Пекине.

2) Уважаемый г-н Люколь!

Уважаемые профессора университетов стран Европы, представители министерств и парламентов!

От имени Президента страны позвольте приветствовать вас, участников представительного форума университетского сообщества. Ваша конференция по своему составу и своим задачам должна стать важной вехой современных интеграционных процессов.

3) В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новые тяжкие испытания.

4) Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства ее разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских.

5) Вы знаете, то, что мы сейчас делаем, называется опытом или экспериментом. Мы сами создаем условия для явления, а не наблюдаем его, как оно есть. […] Я командую явлением. Вот такое воздействие на ход явления сообразно с моим умыслом и называется о п ы т о м, э к с п е р и м е н т о м.

6) В каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, мы должны создать такое народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою Родину.

Задание 2. Как вы можете охарактеризовать уровень образования, статус и социальное положение следующих людей, если вы будете учитывать только параметры их речи?

1) – Про что это?

Нина не ответила, глядя в какую-то невидимую точку.

– Про что стихоза? – повторил вопрос Семен.

– Про ночь, – сказала она.

Семен бросил на кушетку «Принцессу Казино» и встал, потягиваясь.

– Хочешь шамать, Нинка?

Он показал на открытую банку мясных консервов и булку московского хлеба.

Нина отрицательно помотала головой

– Не хочешь отличной шамовки? – удивился он. – Портвейну хошь? Ну ты даешь, сестра, от «Трех семерок» отказываешься!

(Василий Аксенов. Московская сага)

2) Инкриминировать связь с иностранкой тогда еще не могли, все-таки нэп еще шел, но само упоминание их имен в этом учреждении наводило на меня ужас. Оказалось, что чекисты ничего не знали, иначе Менжинский, конечно, не упустил бы возможности хоть немного пошантажировать. Они и сейчас, конечно же, ничего не знают. Разве бы дали добро на поездку, если бы знали, что у меня в Англии семья? Собственно говоря, никто в мире об этом не знал до сего момента.

(Василий Аксенов. Московская сага)

3) Ты вот че, Колян. Про «Вовчика» и «Вована» забыл, ясно? Раз такая маза обломилась, теперь у нас все будет по понтам, интеллигентно. Чисто и год подвалил 2001, – это же двадцать первый век, блин. Очко, понял? Шевели мозгами, Колян, не лажайся на прикупе. Я че, всю кодлу, в смысле весь коллектив холдинга, привез сюда Новый год гулять? Имидж у нас теперь другой, догоняй. Я те не Вован, а Владимир Егорыч, генеральный директор инвестиционно-маркетингового холдинга «Конкретика». Вован в Раменках остался, въезжаешь?

(Борис Акунин. Зеркало Сен-Жермена)

4) – Окся, беги скорей к Марье Бубенец, у нее и заварка беспременно сыщется, и сладость найдется какая, любительница чаи-то распивать. Посуду займем у Ираиды Аладьиной, не откажет…Стой, ведь могут засидеться до ночи, лампу припаси, слышишь? Поклонись бабке Ольге. Не распродали еще, наверное, керосин, спекулятница, опосля заплатим, не обманем.

(Василий Смирнов. Открытие мира)

5) В моей практике был случай, когда субъект с органическим поражением головного мозга проломил молотком голову своей матери. Его признали невменяемым, отправили на принудительное лечение в больницу специального типа, то есть в условия, приближенные к тюремным, где он провел пять лет. К концу этого срока врачи отметили у него стойкую ремиссию, улучшение состояния, и сочли возможным поставить вопрос о снятии с него принудлечения. В день, когда его выпустили из психбольницы, он вернулся домой, взял молоток, вышел на улицу и спросил у первой попавшейся девушки, который час. Пока та задирала рукав, чтобы посмотреть на часы, он стукнул ее молотком по голове.

(Елена Топильская. Ход с дамы пик)

Задание 3. Сопоставьте следующие отрывки из выступлений Б.Н. Ельцина и В.В. Путина, учитывая особенности употребления лексики и синтаксического строя и манеры общения, определите, кто произнес текст 1 и текст 2, приведенные ниже.

Б.Н. Ельцин:

В 1994 году заметно ослабла поддержка лозунгов о выходе той или иной территории из состава Российской Федерации. Рассеялись иллюзии, что так можно решить свои проблемы…

Считаю, что сегодня надо сказать со всей определенностью: впряглись в общий воз – надо тянуть его вместе… Были и, наверное, еще будут горячие споры, жесткие обсуждения. Но, несмотря на это, в самые острые моменты верх брали разум и ответственность за судьбу Отечества.

Надо признать: не все задачи, поставленные в прошлогоднем Послании, удалось выполнить. Законодательная база по-прежнему сильно отстает от потребностей современной России. Мы мало продвинулись в борьбе с преступностью. Решая экономические проблемы, не сумели воспользоваться благоприятной ситуацией, сложившейся прошлым летом. И еще одно, о чем обязан сказать. Мы не смогли обеспечить мирный ход преобразований на всей территории страны. В Чеченской Республике еще не погашено пламя вооруженного мятежа.

 

В.В. Путин:

Основной целью любых наших действий является повышение качества жизни людей. Но кардинальное улучшение наступит лишь тогда, когда наша экономика станет настолько мощной, что не будет критически зависеть ни от внешнеэкономических факторов, ни от результатов очередных выборов в парламент либо на пост главы государства.

Между тем сегодня темпы роста российской экономики высоки, но еще недостаточны. Государственный аппарат – и в смысле его функций, и в части квалификации служащих – малоэффективен. Структура экономики пока не сбалансирована. Социальные обязательства все еще не имеют адресного характера…

Особый вопрос – административный произвол правоохранительной системы. Здесь также сохраняется база для так называемых внепроцедурных, то есть не предусмотренных законом, действий сотрудников, различных органов и служб…

ФСБ, МВД, другим силовым структурам надо продолжать вести системную работу по ликвидации террористической сети. И особое внимание необходимо уделять эффективности оперативной работы, выработке тактики, способной предупреждать угрозы терактов.

 

Текст 1. Полагаю, что мы должны сосредоточить внимание на вопросах, прямо связанных с качеством жизни российских граждан.

Текст 2. История поставила нас в сложную ситуацию. С одной стороны, извечная любовь россиян к своему Отечеству, с другой, неприятие государственной машины.

 

Задание 4. Перед вами 4 варианта планов-конспектов на одну и ту же тему (об этикете). Однако конкретные темы выступлений разные. Сформулируйте тему, цель и тезис каждой речи. Определите, в какой аудитории они могли бы быть произнесены. Отредактируйте каждый конспект так, чтобы он соответствовал цели и особенностям аудитории, а также тезису речи.

Вариант 1.

I. Умение владеть правилами этикета всегда ценилось и ценится.

II. Правила этикета должны стать второй таблицей умножения для российского народа.

1) Правилам этикета необходимо обучать со школьной скамьи.

2) Начинать обучение надо с раннего возраста, ведь легче научить, чем переучивать.

3) Обучение этикету должно происходить в семье с малых лет.

4) Даже в дружеской компании необходимо хотя бы элементарное знание правил этикета.

III. Правила этикета необходимо возрождать в наше время с низкой культурой.

Вариант 2.

I. Хочешь, чтобы тебя уважали — уважай других.

II. От уважения к этикету.

1) Забытые правила этикета ведут к низкой культуре.

2) Воспитание этикету — это будущее, которое поможет человеку стать чище, светлее.

3) Что включают в себя правила этикета.

III. От правил этикета не только нельзя отказываться, но их надо возрождать.

Вариант 3.

I. Вступление. Умение владеть правилами этикета — показатель культуры человека.

II. Главная часть

1) Советский Союз стал жертвой утверждения о том, что этикет нам не нужен.

2) Открыв окно в мир, мы не можем оставаться нецивилизованными представителями своей страны.

3) Правила этикета открывают завесу в мир прекрасного общения и взаимопонимания.

III. Заключение. Во все времена, в любом обществе существовали правила этикета. Они способствовали высокому уровню взаимоотношений между людьми.

Вариант 4.

I. Необходимо возрождать правила этикета в повседневном общении.

II. Развитие этикета способствует повышению нравственности и культуры людей.

1) В нашем обществе мало людей, которые соблюдают правила этикета в силу определенных причин.

2) Этикет — это рамки, определяющие различные качества человека.

3) Норма, сглаживающая трения и противоречия, возникающие между людьми.

4) Мера, сдерживающая отрицательные эмоции и утверждающая корректные отношения между людьми.

5) Это традиция, постепенно выработанная человечеством, история взаимоотношений.

6) Во всем нужна мера, сверх которой этикет затрудняет общение.

III. Как цветы украшают нашу жизнь, так этикет вносит радость в серые будни.

 

Задание 5. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные?

1. Все. До свидания.

2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал...

3. Вот и все, что я хотел вам сказать.

4. До свидания.

5. Я закончил.

6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.

7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее

8. слушали. Аудитория у вас невнимательная.

9. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

10. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.

11. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго.

12. Итак, будем работать — и все у нас получится.

13. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго!

14. Если есть вопросы, я готов на них ответить.

15. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.

 

Задание 6. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (про­тивопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформу­лируйте проблему выступления.

Образец. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энер­гичным и... — Говорят, рынок дает возможность преуспеть энер­гичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте раз­беремся.

1.Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба достав­ляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

 

Задание 7. Закончите выступление благодарностью за внимание. Обяза­тельно словесно расширьте выражение благодарности, используя при­веденные ниже факты.

1. Аудитория внимательно слушала. 2. Аудитория вас доброже­лательно приняла. 3. Аудитория задавала интересные вопросы. 4. Аудитория охотно участвовала в дискуссии. 5. Аудитория проде­монстрировала чувство юмора. 6. Слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованы. 7. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументировано возражала. 8. С аудиторией было прият­но дискутировать. 9. Аудитория очень хорошо подготовлена в дан­ной области.

Задание 8.. Прочитайте текст.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.

Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.

А. П. Платонов. Возвращение.

ü Определите тематику абзацев и причинно-следственную связь их содержания.

ü Опишите композиционную организацию текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: