Про пана Трулялинского (Из Ю.Тувима)




Риторика

К. филол. н., доцент Никонова М.Н.

Практическое задание 3.

Язык и стиль. Основы публичного выступления

Цель – получить представление о соотношении языка и стиля, познакомиться с понятием и признаками литературного языка; установить нелитературные варианты национального языка; соотнести понятия стиль, подстиль и жанр; систематизировать сведения о функциональных разновидностях языка, стилях кодифицированных и некодифицированных.

Ключевые понятия

Литературный язык, нелитературные варианты национального языка, диалект, жаргон, просторечие, устная и письменная разновидности литературного языка, функциональные разновидности языка, стиль, подстиль, жанр, кодифицированный стиль.

Подготовьте ответы на вопросы, пользуясь материалом лекции и пособия М.Н. Никоновой.

1. Литературный язык. Понятие и признаки. Нелитературные варианты национального языка.

2. Устная и письменная разновидности литературного языка.

3. Функциональные стили языка. Соотношение понятий стиль, подстиль и жанр.

Задания

(выполняются письменно (!) в тетрадях для практических занятий)

1. Заполните пустые клетки.

Элементы, единицы Предмет изучения Раздел языкознания
Звук Акустическая, физиологическая сторона звука  
Фонема Функциональная сторона звука Фонология
Морфема   Морфемика
Слово Значение слова, словарный состав, формообразование, грамматические признаки  
  Значение и функционирование Фразеология
Свободное словосочетание Строение, грамматические свойства  
Предложение Строение, грамматические свойства  
  Сложная речевая единица Лингвистика текста, стилистика

 

2. Прочитайте рассказ М. Зощенко “Аристократка” и проанализируйте использование в нём элементов просторечия. Какие из них встречаются в речи рассказчика? Каковы ответные реплики его знакомой? Есть ли основания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой? Проверьте наличие помет, свидетельствующих о просторечной принадлежности выбранных вами слов, в словаре С.И. Ожегова.

3. Выпишите слова, не принадлежащие литературному языку. Аргументируйте свой ответ.

Бодрый – ‘полный сил, деятельности, энергии’.

Бодрый (южн., рязан.) – ‘нарядный, красиво убранный’.

Бездельничать – ‘ничего не делать, пребывать в безделье, праздности’.

Бить баклуши – ‘бездельничать’.

Гай (южн.) – ‘лес’.

Елочки/лапки (в речи полиграфистов) – ‘разновидность кавычек’.

Елочка – ‘маленькая ель’.

Козюля (южн., калуж., орлов., курск.) – ‘змея’.

Козуля – ‘то же, что и косуля’.

Куйрук/репей (у оленя), полено (у волка), пушняк (у белки) – ‘в речи охотников наименования хвостов у разных животных’.

Лапка – ‘маленькая стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные члены’.

Марашка (в речи полиграфистов) – ‘посторонний отпечаток на оттиске’.

Замарашка (разг.) – ‘тот, кто запачкался, испачкал лицо, руки (преимущ. о ребенке)’.

Cтёжка – «шов, а также прошитое швом место».

Cтёжка (южн.) – ‘дорожка’.

Шапка – ‘головной убор’.

Шапка (в речи полиграфистов) – ‘общий заголовок для нескольких публикаций’.

Шкерить (в речи рыболовов) – ‘потрошить рыбу’.

Шкерить – ‘прятать’.

4. Прочитайте отрывок из «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Докажите, что Григорий с отцом говорят на местном диалекте. Какие диалектные слова встречаются в авторской речи? Почему М.А. Шолохов не использовал вместо них слова литературного языка?

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо, Затравевший двор выложен росным серебром. Вы­пустил на проулок скотину.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике виш­ни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.

— Гришка, рыбалить поедешь?

— Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

— Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и дол­го надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григо­рий, нахохлясь, сидел в баркасе.

— Куда править?

— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысъ сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, ото­рвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

— Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.

Серники захватил?

— Ага.

— Дай огню.

Старик закурил, оглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

— Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.

Для справки. Курень — квадратный казачий дом с четырехскатной крышей. Подвеска — веревка для развешивания белья. Чирик — чувяк. Привада — приманка для рыбы. Зараз — сейчас, скоро. Жито — зерна ржи. Kаpшa — упавшее в воду дерево, коряга. Надысъ — недавно. Серники — спички.

 

5. Подберите к общеупотребительным словам (левая колонка) синонимы диалектных слов (правая колонка).

1. Ухват рогач

2. гудеть рукотёрник

3. прятки утирка

4. юркнуть слаборукий

5. полотенце ротан

6. драчливый брунжать, жундеть

7. носовой платок мызнуть

8. крикливый человек пуховка

9. колокольчик ловички

10. гриб-дождевик позвонок

6. Прочитайте отрывок из про­изведения И. Болгарина, Г. Северского «Адъютант его превосходительства». Докажите, что в тексте представлен воровской жаргон.

— За что сидишь?

— За фармазон.

— Это что такое?

— Медное кольцо за золото продал.

— Ты за что?

— У фраера бочата из скулы принял.

— Ты что, не русский?

— Это карманщик, ваше благородие. Говорит, что часы из кармана у какого-то гocподина вытащил.

 

7. Определите функционально-стилевую принадлежность каждого текста; укажите тексты, отражающие строго литературную речь, и тексты, содержащие внелитературные разновидности национального языка. Выпишите из текстов нелитературные элементы, сгруппировав их по формам национального языка. Как вы думаете, зачем в этих текстах использованы нелитературные единицы?

8.

Внимание! В последний текст вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

1) Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом. В принципе радиационно-индуцированные эффекты могут быть как вредными, так и полезными. Крайний случай вредных последствий облучения - это лучевое поражение организма в результате чрезмерных доз ионизирующей радиации. Вместе с тем ионизирующие излучения с успехом применяются для диагностики и лечения некоторых заболеваний.

(Наука и жизнь. - 1986, № 9)

2) - Крупных ягодок вам, Тихон Тихонович, - сказал старший грузчик. С усмешливой грустцой глядя в последний раз на четверть, отбывающую в таежные дали, и с грохотом захлопывая борта.

Тихон Тихонович крякнул, устраиваясь поудобнее, и грузовик двинулся со склада, пыля по зиминским улицам и распугивая лениво переваливавшихся уток.

- Склад не закрыла! – крикнул вдогонку кладовщице один из грузчиков, но было уж поздно.

- Вот чо любовь с бабами вытворят… - независтливо, но удивленно поскреб затылок второй грузчик.

- Однако посторожить склад придется, - весело подмигнул товарищам третий грузчик. – А заодно провесть ревизию – нет там ишо малость этой, как ее, ессенции.

И грузчики, хохоча, направились в склад.

Гриша вел грузовик с мрачным видом, нарочито показывая сидящей с ним рядом кладовщице занятость важным шоферским делом. «Нежничаю я с ними, - думал Гриша, - надежды пробуждаю. А чо потом делать с ихними надеждами?»

(Е. Евтушенко)

3) Твердо решив бежать при первой же возможности, он сразу стал высматривать себе товарища. Понаблюдав, подстроился к сержанту с хмурым, злым лицом, с большими ухватистыми ладонями работяги. На первый же его намек сержант длинно выматерился, сплюнул:

- Хорош! Отвоевался!

Козлов еле сдержался, чтоб не двинуть ему в ухо. Вот тогда он впервые и заметил этого, длинноногого. Хотя тот был без очков, но по прищуру, по красноватой полоске на переносице в нем угадывался очкарик. Когда он попался Козлову на глаза, он, мгновенно оценив его, решил, что “с этим каши не сваришь”. Но очкарик стал попросту вертеться перед глазами. Это насторожило Козлова. “Сволочь, что ему надо?” – пытался угадать Козлов.

(Л. Бородин)

4) Дорога обугленная. Конвойные верхами, и их двое… На другие сутки вечером – хутор родной. Дон и синеющая грядуха меловых гор, словно скученная отара овец.

Молча, головы угнув, по хутору… мимо частокола, мимо хаты саманной.

Пахомыч на двор, ощетинившийся бурьяном махровитым, и грудь потер там, где колом, больным и неловким, растопырилось сердце.

Площадь, поросшая пышатками кучерявыми. Правление. Сходка у крыльца.

- Бей Микишару!.. Большункам продался!..

(М. Шолохов)

5) Болельщики поднялись с мест, когда в штрафной площади упал Мареш. Но, похоже, он сам наткнулся на Игнашевича. Судья оснований для пенальти не нашел. Зато наказал "горчичником" чешского защитника - за симуляцию.

За четыре минуты до перерыва Спивак со штрафного, назначенного возле угла штрафной площади, решил не навешивать, а пробить по цели. Акинфеев мяч не удержал, но Аршавин, добивая его с острого угла, номер Гусева повторить не сумел.

"Зенит" мог обострить концовку, когда Власов продрался по правому флангу и выложил мяч Кержакову. Нападающему помешали. Мяч заметался вблизи армейских ворот, но дорогу в них так и не отыскал.

(Из газеты "Спорт-экспресс")

6) Аллергия - это измененная реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций, чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. Реакции эти могут быть повышены по сравнению с нормой, то есть, усилены и ускорены - гиперергия, или понижены, то есть, ослаблены и замедлены - гипергия, или могут совсем отсутствовать - анергия, как это наблюдается, например, при абсолютном иммунитете.

(Большая медицинская энциклопедия)

7) Мы мысле..о (не)сознаем еще (в)полне жизне..о (не)делаем еще всех следствий из того уд..вительного (не)бывалого времени в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе в исключительно важную (по)существу новую эпоху жизни человечества его истор.. на нашей планете.

(В)первые человек охватил своей жизнью своей культурой всю верхнюю об..лочку планеты (в)общем всю биосферу всю связа..ую с жизнью область планеты... Нет на Земле уголка для него (не)доступного. Нет пр..делов возможному его размножению... Жизнь человечества при всей ее разнородности стала (не)делимой единой. Событие прои..шедшее в захолус..ном уголке любой точки любого к..нтинента или океана отражается и имеет следствия большие и малые в ряде других мест (в)сюду на поверхност.. Земли. Т..л..граф т..л..фон радио аэропланы аэростаты охватили весь земной шар.

(В. И. Вернадский.)

 

Практический блок

Задание 1. Прочтите выразительно стихотворение.

 

Б. Заходер

Про пана Трулялинского (Из Ю.Тувима)

 


Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка - Трулялетка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай -

Развеселый Труляляй!

 

На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

 

Палочку-трулялочку

Поднимет дирижер -

И сразу по приказу

Зальется дружный хор:

«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тра-ля-ля да тра-ла-ла!

Честь и слава Тралиславу!

Трулялинскому хвала!»

Трулялинский чуть не пляшет

Дирижерской палкой машет

И, усами шевеля,

Подпевает:

«Тру-ля-ля!»

«Тру-ля-ля!» - звучит уже

На дворе и в гараже,

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет.

 

Все шоферы - Трулялеры,

Почтальоны - Труляльоны,

Футболисты - Трулялисты,

Продавщицы - Трулялицы,

Музыканты - Трулялянты

И студенты - Труляленты.

Сам учитель - Трулялитель,

А ребята - Трулялята!

Даже мышки, даже мушки

Распевают: «Трулялюшки!»

В Припевайске весь народ

Припеваючи живет!


Задание 2. Выучите наизусть стихотворение объёмом не менее 15-20 строк и будьте готовы рассказать его на занятии.

Задание 3. Работа над артикуляцией. Выполнение упражнения «Егорки» и отработка навыка скороговорения. Готовимся сдавать скороговорки на зачёт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: