Последовательность действий при проектировании проблемной ситуации, задач и содержания детского экспериментирования




Практическое занятие 1

Тема «Познавательное развитие детей в процессе проблемного обучения»

Цель:

Знать: технологию проектирования проблемной ситуации.

Уметь:

– проектировать проблемные ситуации, поисковые задание и проблемные вопросы, оформлять их в виде методической разработки;

– решать творческие учебные задачи в диаде.

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика проблемного обучения?

2. Каковы особенности учебного занятия при проблемном обучении?

3. Каковы сущность и структура проблемной ситуации как категории проблемного обучения? Каковы особенности определения содержания проблемной ситуации детям дошкольного возраста?

4. Раскройте технологию проектирования проблемной ситуации.

5. Что важно учитывать при определении способов предъявления проблемной ситуации детям разного возраста? Приведите примеры использования различных способов предъявления проблемной ситуации.

6. Как организовать обсуждение и определение способов решения проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста? Рассмотрите на конкретном примере.

Литература:

Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход. /Л.И.Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.

Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество. /А.М.Матюшкин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. – 720 с.

Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. /Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288с.

Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты. /О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.

Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, Н.Н.Поддъяков, В.В.Щетинина; Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребенка. /О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. /Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С.91-96.

Дыбина, О.В. Особенности организации поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. / О.В.Дыбина, В.В. Щетинина. /Педагогическая теория. Методика. Практика. /Под ред. Ю.Н. Дик, Г.Н. Корнева, А.Н. Фрыгина. – М.: ИО СО РАО, 2000. – С. 30-36.

Педагогические технологии. /Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. /А.И.Савенков. - М.: «Ось-89», 2006. – 408 с.

Ситаров, В.А. Дидактика. /В.А.Ситаров; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский Центр «Академия», 2008. – 240с.

Щетинина, В.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с материалами предметного мира посредством поисковой деятельности /В.В.Щетитина. /Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательство «ЦГЛ», 2005. – С.86-92.

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

При подготовке к занятию

Задание 1. Изучить подходы А.М.Матюшкина к классификации проблемных ситуаций и выделению принципов проблемного обучения и заполнить таблицы «Модели проблемной ситуации», «Правила проектирования проблемных ситуаций».

Модели проблемной ситуации

Название модели Главное условие, вызывающее проблему Способ решения Пример из педагогической практики  
1.      
2.      
3.      
4.      

Правила проектирования проблемных ситуаций

№ п/п Группа правил № п/п Характеристика правила
I Правила создания проблемных ситуаций    
 
II Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации    
   
 
III Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций    
   
 

Задание 2. Познакомьтесь с предложенными методическими рекомендациями, которые вам важно уяснить для выполнения задания на предстоящим занятии. (Распечатайте, чтобы пользоваться данным материалом на занятии)

 

Последовательность действий при проектировании проблемной ситуации, задач и содержания детского экспериментирования

1. Определить содержание учебного материала, подлежащего усвоению (дидактические единицы).

Например: свойства воды (переход воды из одного агрегатного состояния в другое, в воде растворяются некоторые вещества, вода имеет вкус, цвет, запах того вещества, которое в ней растворилось; свойства воды в разном агрегатном состоянии).

2. Сформулировать образовательные задачи.

Например: сформулировать у детей представление о свойстве воды переходить из одного агрегатного состояния в другое (жидкое, твердое), умение получать информацию в результате проведения эксперимента

3. Определить противоречие, лежащее в основе проблемной ситуации.

Например: ребенок что-то видит (наблюдает), но не может научно объяснить процесс, результат или причину наблюдаемого; между эмпирическим (обыденным) опытом и научным знанием; необходимость сделать дело и незнанием способа его выполнения и др.

4. Определить содержание проблемной ситуации, способ ее предъявления и описать их (составить текст).

Например:

Содержание ситуации– уменьшение количества воды в емкости (кувшине, стакане, луже, аквариуме и пр.,

способ ее предъявления – словесный, наглядный, практический

Педагог во время прогулки обращает внимание детей на …, удивляется и спрашивает: …

5. Сформулировать проблему (вопрос, поисковую задачу,), которую будут решать дети. Например: узнать Куда исчезает вода из лужи?

6. Определить содержание эксперимента (моделирование наблюдаемой ситуации) и последовательность действий (алгоритм) детей по его выполнению.

Содержание эксперимента: подготовка условий и наблюдение за налитой в емкости водой в разных условиях: на холоде и в тепле, в закрытой и открытой емкости).

При описании эксперимента следует конкретизировать действия, представить их в определенной последовательности. Используйте формулировки: …. подготовить материалы и оборудование, налить …, закрыть …, поставить …, наблюдать …, зарисовать результаты наблюдения … и др.

7. Зарисовать последовательность действий (алгоритм) с помощью условных символов – подготовить наглядный (условно-символический) алгоритм.

8. Определить и составить перечень материалов и оборудования, необходимого для предъявления проблемной ситуации и проведения эксперимента (стимульный материал, материал и оборудование для деятельности детей, дидактический материал, техническое оснащение).

9. Осуществить текстовое оформление задания по предложенной структуре.

– название задания (ситуации);

– дидактические единицы;

– образовательные задачи;

– противоречие;

– описание ситуации (содержание и способ предъявления);

– проблема (поисковый вопрос);

– материалы и оборудование (стимульный материал, материал и оборудование для деятельности детей, дидактический материал, техническое оснащение);

– поисковая задача;

– способ решения поисковой задачи;

– цель эксперимента;

– содержание эксперимента (действия детей);

– вопросы для обсуждения проблемной ситуации.

Примерный вариант оформления задания

Название: «Порванный воздушный змей».

Возраст детей: 6-7 лет.

Дидактические единицы

– материалы рукотворного мира; названия видов и разновидностей материалов: бумага (картон, салфетка, газета), полиэтилен (полиэтиленовая пленка, целлофан, пентаприл), ткань (марля, плащёвка, хлопок); свойства материалов (легкий – тяжелый, прочный – непрочный, воздухонепроницаемый – пропускает воздух):

– воздух, его свойства (невидимый, обладает силой при движении).

Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления об особенностях свойств разновидностей материалов рукотворного мира (бумага, ткань, пластмасса) и их разновидностей (легкость, прочность, воздухопроницаемость легкий – тяжелый, прочный – непрочный, воздухонепроницаемый – пропускает воздух) (ПР).

2. Формировать у детей умение обсуждать проблемную ситуацию и формулировать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу, опираясь на знания о свойствах воздуха и материалов рукотворного мира, рассказывать о результатах группового эксперимента и делать выводы (ПР+РР).

Противоречие: дети видят порванную поверхность воздушного змея (результат), но не могут объяснить причину и способ исправления.

Описание ситуации:

Содержание: дети средний группы на прогулке на спортивной площадке в сильную ветреную погоду запускали воздушного змея, сделанного из бумаги. Змей резко рванулся в небо, а потом упал на землю. Ребята подбежали и увидели, что он порвался.

Способ предъявления проблемной ситуации: дети слушают видеописьмо от воспитателя из средней группы, который рассказал ситуацию и попросил детей объяснить, почему порвался воздушный змей и помочь исправить ситуацию.

Проблема (поисковый вопрос): Из какого материала надо сделать поверхность воздушного змея? (Каким должен быть материал для изготовления поверхности воздушного змея?)

Материалы и оборудование.

Стимульный материал: звуковое письмо от малышей, воздушный змей с порванной поверхностью.

Материалы для деятельности детей:

– виды материалов формата 15*15см (картон, газета, салфетка, полиэтиленовая пленка, целлофан, пентаприл, марля, хлопок, плащевка).

– каркас для воздушного змея;

– маркер;

– перышки;

– скотч;

– леска;

– суперклей;

– веревка с катушкой для наматывания;

– наглядный алгоритм проведения эксперимента;

Дидактический материал: пиктограммы действий по выбору материала для изготовления воздушного змея; таблица для представления результатов эксперимента (по горизонтали – действия по выявлению свойств, по вертикали – материалы, на пересечении – дети заполняют выраженность свойств материалов);

Поисковая задач а: определить нужные свойства материал для изготовления поверхности воздушного змея и выбрать материал с нужными свойствами.

Способ решения поисковой задачи: провести эксперимент.

Цель эксперимента: выбрать материал с нужными свойствами для изготовления поверхности воздушного змея.

Содержание эксперимента (действия детей).

Вопросы для о бсуждения проблемной ситуации:

– Что такое воздушный змей? (игрушка, которую запускают в небо, чтобы она летала)

– Почему змей называется воздушным? (змей летает только, когда дует ветер)

– Почему змей летит? / Что заставляет змей лететь? / Что толкает змей? (ветер дует и толкает поверхность воздушного змея)

– Что такое ветер? (движущийся воздух)

– Почему не видно, кто толкает змея? (воздух прозрачный, поэтому не видим)

– Какая часть (конструкция) змея важна для его полета? В какую часть змея толкает ветер? Почему воздух не пролетает через поверхность змея? (она без дырочек, не пропускает воздух)

– Почему этот змей не летит?

– Что случилось с воздушным змеем? (порвалась поверхность, на которую давит воздух)

– Почему порвалась поверхность воздушного змея? (поверхность змея была сделана из материала, который непрочный)

– Из чего сделана поверхность воздушного змея? (из бумаги)

– Какие свойства у бумаги, из которых сделана поверхность змея? (тонкая, легкая, непрочная, не пропускает воздух)

– Что не учли дети, когда выбирали материал (бумагу) для змея? (выбранная ими бумага – непрочная).

– Какую проблему надо решить, чтобы помочь детям? (объяснить, почему змей порвался, сделать нового змея, в котором будет более прочная поверхность)

– Какую задачу нам надо решить?

– Что нужно изменить в конструкции змея? (переделать поверхность змея, взяв другой материал)

– Что нужно сделать, чтобы выбрать другой материал? (провести эксперимент с разными материалами)

– Для чего мы будет проводить эксперимент? (выбрать материал, который не сможет порвать сильный ветер)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: