Назовите 3 пункта Манифеста, которые представляются вам наиболее полезными. Какие из советов представляются вам спорными? Добавьте собственные советы.




Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.

Никонова М.Н.

Практическое задание 7.

 

Публичная речь: виды и жанры.

Основные термины и понятия данной темы:

Риторика, ритор, оратор, пафос, логос, этос, публичное выступление, аудитория (сосредосточенная, рассредоточенная, однородная, разнороднородная), протокольно-ритуальное выступление, развлекательное выступление, информационная речь, побуждающая речь, убеждение, внушение, принуждение, контакт с аудиторией, приемы борьбы с волнением во время выступления, помехи в поведении слушателей.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Публичное выступление / публичная речь: к определению понятия. Особенности письменной речи и устной публичной речи.

2. Виды публичных выступлений по цели и форме. Основные жанры информационных выступлений.

3. Виды и жанры ораторской речи. Классификация по социально-функциональному признаку.

4. Античный риторический канон.

5. Коммуникативные качества речи.

 

Упражнения:

Задание 1.

Прочитайте «Манифест», предложенный В.И. Аннушкиным. В нем представлены основные положения и советы, которым должен следовать ритор в своих речах. Обсудите данные положения, либо согласившись с ними, либо опровергнув. Обоснуйте в каждом положении ключевые слова, объяснив ваше понимание этих слов.

Назовите 3 пункта Манифеста, которые представляются вам наиболее полезными. Какие из советов представляются вам спорными? Добавьте собственные советы.

1. Ритор – прежде всего достойный человек, добивающийся речевого успеха честным путем и открытыми доказательствами.

2. Красноречие слагается из многих знаний и стараний, поэтому ритору требуется вдохновение и стремление к знанию.

3. «Основания красноречия суть страсти» (М.М.Сперанский), поэтому ритор тренирует волю и наводит на аудиторию нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение.

4. Ритор шлифует ум и сознает, что «богатство языка есть богатство мыслей » (Н.М.Карамзин).

5. Риторика – не краснобайство, она требует подготовки, эрудиции, опыта и тренировки.

6. Всякую речь, которую ритор произносит публично, он предварительно готовит или продумывает.

7. Ритор старается говорить спокойно и уверенно, достаточно громко и отчетливо, владея собой и аудиторией. Если ритор проигрывает, то проигрывает достойно.

8. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке, на которой написан текст его выступления.

9. Ритор говорит только то, что думает. При этом он всегда думает, что говорит, хотя и никогда не говорит всего, что думает и может сказать.

10. Телодвижения ритора естественны и не отвлекают внимания слушателей. Его мимика и жесты сдержаны и оправданы – он пользуется ими только в случае необходимости.

11. Свое отношение к предмету речи и эмоциональную оценку ритор выражает голосом. Голос – средство выражения эмоции и отношения к предмету речи.

12. Пауза и деление речи на такты - великое проявление мастерства. Пауза выделяются наиболее значимые слова и формулировки, именно в паузу воспринимается речь. Долой пулеметность речи!

13. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений.

14. Он произносит речь не словами, а фразами. Его фразы связаны и каждая из них завершается четко и ясно.

15. Ритор стремится интонировать свою речь – и делает это естественно и умеренно.

16. Он не заливается соловьем – говорит для людей, а не для самовыражения, поэтому контролирует реакцию аудитории, фиксирует заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Старается видеть и реагировать.

17. Реплик из зала ритор не боится и реагирует по обстоятельствам, не давая втянуть себя в дискуссию. Он должен сказать все, что намеревался.

18. Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать и не забудет поблагодарить вас за внимание.

19. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. Ведь речь насильно действует на организм слушателя - предел этому насилию должен быть положен своевременно.

Задание 2. Какие утверждения правильные?

1) Ответ ученика на уроке — это убеждающее выступление.

2) Информационная речь — это лекция, рассказ учителя.

3) Тост — это развлекательное выступление.

4) Речь на открытии нового учебного заведения — протоколь­но-этикетное выступление.

5) Речь на траурном митинге — это протокольно-этикетное выступление.

6) Анекдот для публики — это развлекательное выступление.

7) Речь с оценкой заслуг юбиляра — убеждающее выступле­ние.

8) Речь с оценкой заслуг юбиляра — развлекательное выступ­ление.

9) Доклад — всегда подготовленное выступление.

10) Сообщение — это краткое неподготовленное выступле­ние.

11) Выступление — это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12) Лекция строится по строгому плану.

13) Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14) Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).

15) В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросы оратора.

16) Объявление — это публичная информация о каком-либо событии, происшествии.

17) Объявление — это публичная информация о том, что про­изойдет или произошло.

18) Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма.

19) Лекция — это выступление специалиста по какой-либо теме.

20) Лекция — это развернутое выступление специалиста.

21) Доклады могут иметь любую продолжительность.

22) Доклады могут быть от 20 мин до 1 ч и более.

23) Автобиография — это письменный жанр.

24) В устном ответе не надо делать вывод.

25) В устном ответе надо делать вывод.

26) Информационное выступление должно обязательно содер­жать новую для слушателей информацию.

27) Информационное выступление надо постараться сделать для слушателей эмоциональным.

28) Информационное выступление не должно содержать не­сколько пунктов.

29) Информационное выступление должно дать исчерпываю­щую информацию по вопросу.

30) Информационное выступление не предполагает ответов на вопросы слушателей.

31) При информационном выступлении цифры и даты лучше записать на доске.

32) В информационном выступлении цифры и даты надо по­вторять.

33) Важнейшее требование к информационному выступле­нию — понятность содержания.

34) Темп речи в информационных выступлениях не должен быть высоким.

35) В кратком информационном выступлении особенно важна мимика и жестикуляция оратора.

Задание 3. Оцените степень уместности темы для данной аудитории: можно использовать или нельзя; если можно, то в каком аспекте, если нельзя, то почему.

1. В отделе, где работают исключительно люди пенсионного возраста: А) Социальная политика правительства; Б) О воспитании молодежи; В) Мода вчера и сегодня; Г) Что такое современный рок; Д) Секреты рационального питания.

2. В женском клубе: А) Мода вчера и сегодня; Б) Спорт — посол мира и дружбы; В) Секреты французской кулинарии; Г) Налоговая политика в Мексике; Д) Социальная политика правительства.

3. В шахматном клубе: А) Спорт — посол мира и дружбы; Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) О новейших приемах рыбной ловли; Г) Новая система организации турниров по переписке; Д) Как вести себя в обществе.

4. Перед школьниками старших классов на классном часе: А) Что такое современный рок? Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) Как вести себя в обществе; Г) О новых методах выращивания клубники; Д) Гастрольная афиша Волгограда.

5. На родительском собрании: А) О воспитании молодежи; Б) Гастрольная афиша Волгограда; В) О новой методике преподавания математики в старших классах; Г) Как помочь детям подготовиться к экзаменам? Д) Как организовать фермерское хозяйство?

Задание 4. Подготовьте и произнесите убеждающую речь на тему: «Я хочу, чтобы вы посмотрели фильм (прочитали книгу и др.)……» в рамках определенного лимита – 1 минута.

Справка: Убеждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. В речи должна быть поставлена задача убедить аудиторию в том, что это замечательный фильм (книга и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: