В.М. Корякин,
доктор юридических наук, доцент,
профессор Военного университета,
заместитель директора по научной работе
Юридического института МИИТ
Журнал "Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2015 г.
С 4 февраля 2014 г. действует Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, согласно которым к органам дознания, наряду с командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, отнесены также начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с вышесказанным в числе поднадзорных объектов органов военной прокуратуры появился новый объект - военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации. Вопросы, связанные с созданием и становлением органов военной полиции, неоднократно освещались на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах"*(1). В настоящей публикации мы затронем некоторые вопросы надзора военной прокуратуры за процессуальной деятельностью органов дознания Вооруженных Сил, включая органы военной полиции.
Согласно ст. 37 УПК РФ надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов уполномочен осуществлять военный прокурор. Организация надзора имеет целью обеспечение соблюдения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, своевременного и законного возбуждения уголовных дел о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, всестороннее и объективное их расследование, строгое соблюдение органами дознания законности по каждому уголовному делу.
|
Расширение круга органов дознания, поднадзорных военным прокурорам, потребовало переработки ряда ведомственных нормативных документов, регулирующих данную деятельность. В частности, приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена новая Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В данном документе имеется специальный раздел, регулирующий вопросы надзора военного прокурора за деятельностью органов дознания Вооруженных Сил.
Военный прокурор при осуществлении надзора на данном направлении деятельности выполняет следующие функции:
а) обращает внимание на выполнение органами дознания возложенных на них законом задач по борьбе с правонарушениями, по выявлению и устранению ими обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предупреждению преступных проявлений;
б) принимает меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался аресту без судебного решения;
|
в) проверяет исполнение органами дознания требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требуя принятия необходимых розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших;
г) обращает внимание на исполнение органами дознания требований закона о немедленном уведомлении военного прокурора об обнаружении признаков преступления и соблюдение установленного порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел;
д) принимает меры к неуклонному соблюдению установленного законом порядка расследования преступлений, процессуальных сроков по уголовным делам, прав участников уголовного судопроизводства и других граждан, правильному применению уголовных и уголовно-процессуальных норм;
е) поддерживает постоянную связь и контакты с органами дознания, принимает меры к устранению выявленных в их деятельности нарушений, повышению юридической подготовки дознавателей и органов дознания.
В ходе досудебного производства военному прокурору при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации предоставлены следующие полномочия:
1) проверять исполнение органами дознания требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) требовать от органов дознания для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях в ходе проведения проверок по сообщению о преступлении, неотложных следственных действий, исполнения письменного поручения следователя по находящемуся у него в производстве уголовному делу, работы по установлению лиц, совершивших преступления;
|
3) требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства следственных и иных процессуальных действий;
4) давать органу дознания и дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания или дознавателя в порядке, установленном УПК РФ, в том числе постановления о возбуждении уголовных дел;
6) разрешать отводы, заявленные органу дознания или дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять орган дознания или дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве процессуальных действий;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Незамедлительному изъятию подлежат уголовные дела:
- о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе повлекших причинение смерти, тяжкого вреда здоровью;
- о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности и требующих раскрытия;
- при необходимости обеспечения участия в производстве следственных и иных процессуальных действий защитника;
- при необходимости возбуждения перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ;
- иные уголовные дела о преступлениях, расследование которых связано с производством сложных следственных действий.
Если в силу исключительных обстоятельств (климатические условия и т.п.) незамедлительно изъять у органа дознания уголовные дела указанной категории не представляется возможным, орган дознания или дознаватель может произвести по ним неотложные следственные действия;
9) координировать совместно с военными следственными органами действия органов дознания и дознавателей при производстве ими следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве военных следственных органов, и принятии розыскных мер;
10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Письменные указания военного прокурора органу дознания и дознавателю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.
Надзор военного прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателей осуществляется также путем разрешения жалоб на их действия (бездействие) и решения, которые затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства и иных лиц (ст. 123 УПК РФ).
Процессуальная обязанность обеспечивать реализацию права обжалования возлагается на орган дознания, дознавателя, которые обязаны разъяснять его участникам уголовного судопроизводства, принимать жалобы и в течение 24 часов направлять их со своими пояснениями военному прокурору, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через орган дознания, дознавателя (ч. 2 ст. 125 УПК РФ).
Полномочия по надзору за исполнением законов органами дознания военным прокурором реализуются также путем проведения прокурорских проверок исполнения законов органами дознания, ознакомления с материалами и другими данными, в которых могут содержаться сведения о правонарушениях (в довольствующих органах, медицинских учреждениях, органах военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, органах МВД России и др.).
В целях предупреждения нарушений закона в процессуальной деятельности органов дознания военный прокурор уполномочен знакомиться с организацией работы по осуществлению уголовного преследования в воинской части, материалами проверок, разбирательств и уголовных дел, давать указания органам дознания, дознавателям о тактике и методике проведения следственных и иных процессуальных действий.
В случае выявления нарушений закона в процессуальной деятельности органов дознания военный прокурор вправе принять следующие меры прокурорского реагирования*(2):
а) представление об устранении нарушений закона, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также при производстве неотложных следственных действий (ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре");
б) постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);
в) постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и его направление органу дознания с указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);
г) требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
д) предостережение о недопустимости нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, при производстве неотложных следственных действий (ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре").
Результаты работы органов дознания периодически обобщается военным прокурором, а результаты анализа используются для организации учебных мероприятий и постановки перед командованием вопросов об улучшении деятельности органов дознания.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Корякин В.М., Мкртчян А.Г. Военная полиция в Российской Федерации и в Республике Армения: сравнительно-правовой анализ // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 8; Шарихин А.Б. О перспективах развития органов военной полиции в России // Там же. 2014. N 12.
*(2) Настольная книга военного прокурора / под общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2014. С. 175.