Признаки насильственной коммуникации
· Моралистические суждения.
· Сравнивание.
· Отказ от ответственности за свои мысли, чувства и поведение.
· Неумение брать ответственность за свои чувства.
· Желания высказываются как требования.
· Размышления «кто чего заслуживает».
· Взять ответственность за свою часть в решении конфликтов.
Мы снимаем с себя ответственность за свои поступки, когда приписываем их причины внешним факторам: Действиям других: «Я ударил ребенка, потому что он выбежал на дорогу». Групповому давлению: «Я начала курить, потому что все мои друзья курят». Общей системе, правилам и предписаниям: «Мне придется отстранить тебя от занятий за это нарушение, потому что такова политика нашего учебного заведения». Гендерным, социальным или возрастным ролям: «Я ненавижу еду и приготовление пищи, но мне приходится это делать, потому что я жена и мать». Неконтролируемым импульсам: «Я не смогла удержаться и съела шоколадку». Неодушевленным предметам: «Чашка разбилась», «Программа исчезла». Неопределенным, безличным силам: «Мне пришлось (я должна была) убрать комнату, потому что так надо».
Ненасильственные коммуникации — это не стратегия, которую можно применять сегодня и выбросить завтра, это скорее привитие себе постоянного позитивного отношения, вместо негативного, которое обычно доминирует нами. Это способ общаться, руководствуясь своим сердцем. Этот подход основан на языке и навыках общения, которые усиливают наше свойство оставаться людьми, даже в тяжелых условиях.
базовая гипотеза Маршалла Розенберга гласит: человеку свойственно испытывать эмпатию к другому человеку, а удовлетворение потребностей в ходе общения зависит от отчетливости коммуникации
Модель ненасильственного общения состоит из четырех компонентов:
o наблюдения
o чувства
o потребности
o запросы
Сперва мы наблюдаем, что же на самом деле происходит в той или иной ситуации. Что говорят и делают другие люди, и их действия либо обогащают нашу жизнь, либо наоборот. Фокус состоит в том, чтобы выразить свои наблюдения, не привнося ни оценок, ни собственного мнения — нужно просто сказать, что люди делают, что нам или нравится или не нравится.
Следующим шагом мы обозначаем свои чувства, когда мы наблюдаем это действие: нам больно, страшно, весело, удивительно, раздражительно и тп?
Третьим шагом, мы говорим, какие наши собственные потребности соединены с чувствами, которые мы идентифицировали.
Например, мать может выразить все три составляющие своему сыну подростку, сказав: «Юра, когда я вижу два комочка грязных носков под журнальным столиком и еще три рядом с телевизором я чувствую раздражение потому, что у меня есть потребность в порядке в комнатах, которыми мы пользуемся совместно».
Она тут же выскажет и четвертый компонент — очень специфичный запрос: «Ты можешь положить свои носки в свою комнату или в стиральную машину?» Этот четвертый компонент обозначает, чего мы хотим от другого человека, что обогатит нашу жизнь или сделает ее более приятной.
Часть подхода ненасильственного общения состоит именно в том, чтобы выражать эти четыре компонента очень четко вербально или другими способами. Вторая часть подхода состоит в получении этих же четырех компонентов от других. Мы налаживаем контакт с другими людьми, пытаясь почувствовать, что они наблюдают, чувствуют, и каковы их потребности и потом мы обнаруживаем, что же улучшит жизнь собеседника, получая четвертую часть — их запрос.
Итак, весь процесс выглядит так:
o Конкретные действия, которые мы наблюдаем и которые влияют на наше состояние
o Какие чувства в нас возникают в связи с тем, что мы наблюдаем
o Потребности, ценности, желания и тп, которые создают наши чувства
o Конкретные действия, которые мы запрашиваем, чтобы обогатить нашу жизнь
Наблюдение без оценки
Одна из форм общения, угрожающая нормальному — моралистические взгляды, которые предполагают неправильность и негодность людей, которые не действуют в гармонии с нашими собственными ценностями. Такие взгляды проявляются в выражениях: «Твоя проблема, что ты эгоист», «Она ленивая», «Они предвзяты», «Это неуместно», и им подобным.
Классификация, сравнения, выражение наших желаний в виде требований, мышление в виде «кто что заслуживает», и осуждение других людей способствует распространению насилия. Когда мы комбинируем наши наблюдения с нашей оценкой, другие люди склонны слышать критику в свой адрес и сопротивляются сказанному.
Выявление и выражение чувств
Наш словарный запас в отношении слов, которыми можно назвать других людей, гораздо богаче, чем запас слов, которыми мы можем четко описать свое собственное эмоциональное состояние.