ПОРТФОЛИО
В последние годы начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля, рейтингования и оценки профессиональных достижений. Одна из таких форм - портфолио, которое применимо для любой практико-результативной деятельности, в т.ч. в области культуры.
Грамотно составленное портфолио может рассказать о том, как мы сами видим, и представляет свою профессию, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки. Оно позволяет свести воедино и систематизировать информацию, расположить ее в определенной логической последовательности и дополнять по мере необходимости.
Окончательный вид портфолио зависит от самого библиотекаря, поскольку он сам выбирает форму, модель и структуру работы, сам решает какие документы (работы) и в каком порядке включать. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ.
Портфолио дает возможность создать индивидуальный портрет библиотекаря, квалифицированно представив его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов самопрезентации как специалиста определённого уровня.
Практическая значимость портфолио выражается необходимостью прохождения аттестации, систематизации деятельности специалистов библиотек и как фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Портфолио – способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений за определенный период времени. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:
• собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
• форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
• метод самопрезентации и карьерного роста;
• технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
ЦЕЛЬ: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
ЗАДАЧИ:
• проанализировать и обобщить свою работу;
• связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
• отразить динамику профессионального развития;
• представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Основные функции портфолио:
• аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;
• накопительная - отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
• модельная - отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
• развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
• мотивационная - поощряет результаты деятельности;
• рекомендательная - представляет личность при смене работы.
ФОРМЫПОРТФОЛИО
Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии.
Бумажный формат портфолио представляется в виде папки с документами.
Электронный эквивалент портфолио – в виде файлов на магнитном носителе в форме электронной презентации (реализует принцип наглядности) или веб-сайта (обладает большей информативной наполняемостью).
МОДЕЛИ ПОРТФОЛИО
В зависимости от специфики цели использования существуют различные варианты моделей портфолио.
• При поступлении на новое место работы используется ПОРТФОЛИО ПРЕЗЕНТАЦИОННОЕ – это коллекция лучших работ библиотекаря.
• В ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ акцент делается на документы, подтверждающие успехи деятельности библиотекаря. Данная модель отражает прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности.
• В ПОРТФОЛИО ТЕМАТИЧЕСКОМ акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в одной или нескольких сферах деятельности.
• ПОРТФОЛИО КОМПЛЕКСНОЕ содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио и является наиболее эффективным и востребованным.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
Не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио, поэтому подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей библиотекаря. Он сам выбирает вид и структуру своего портфеля, решает, какие документы и работы и в каком порядке включать в него.
Прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.
- Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите модель вашего портфолио.
- Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет.
Необходимо решить какие материалы включить в портфолио – самые лучшие или все, которые есть. Помните одно – нельзя объять необъятное.
- Как будет организован портфолио?
Будет это файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Важно определить, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов?
Или вы распределите материалы по видам. В части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства. В части для работ – проекты и программы, конкурсные работы и публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т. д.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка или таблицы.
- Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?
Портфолио может храниться как в библиотеке, так и в методическом отделе Межпоселенческой библиотеки.
Если хранение предполагается в библиотеке, то в портфолио можно собирать оригиналы, если в методическом отделе – лучше сделайте копии.