Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам, обозначенным в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»




1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

2. Философия в духовном опыте современного общества.

3. Философия и национальное самосознание.

4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

6. Философия и искусство.

7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

8. Философия и идеология.

9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

10.Философия как личностное знание.

11.Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.

13.С. Будный в белорусской культуре и философии.

14.Философия и развитие белорусского национального самосознания.

15.Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

16.Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.

17.Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

18.Философия русского космизма.

19.Бытие как проблема философии.

20.Категория небытия в культурной традиции Востока.

21.Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

22.Пространство и время как категории философии и культуры.

23.Бытие человека и время.

24.Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

25.Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

26.Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

27.Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

28.Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

29.Диалектическая логика как философско-методологический проект.

30.Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

31.Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

32.Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

33.Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

34.Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

35.Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

36.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

37.Игра как феномен человеческого бытия.

38.Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

39.Человек в системе социальных коммуникаций.

40.Сознание и языковые структуры.

41.Проблема «диалога» человека и компьютера.

42.Феномен «одномерного человека» в философии Г. Маркузе.

43.Концепция сознания в философии Э. Гуссерля.

44.Сознание и самосознание. Проблема «Я».

45.Учение З. Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

46.Проблема человека в философии неофрейдизма.

47.Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

48.Проблема человека в философии марксизма.

49.Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

50.Интернет как форма коммуникации и познания мира.

51.Знание и вера в структуре познавательного процесса.

52.Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

53.Истина и релятивизм в современной философии науки.

54.Истина и ценность в современной науке.

55.Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

56.Проблема социальной стратификации в современной философии.

57.Марксистская концепция социума.

58.Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.

59.Концепция целерациональности М. Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

60.Общество как суперсистема в социальной философии П. Сорокина.

61.Теория социального действия Т. Парсонса.

62.Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р. Мертона.

63.Концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.

64.Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

65.Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

66.Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

67.Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

68.Философия истории Г. Гегеля.

69.Материалистическое понимание истории К. Маркса.

70.Идея «морфологии культуры» в концепции истории О. Шпенглера.

71.Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

72. Смысл и назначение истории в философии К. Ясперса.

73.Философская концепция истории Н. А. Бердяева.

74.Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и современный исторический процесс.

75.Идея «конца истории» в социальной философии Ф. Фукуямы.

76. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

77. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

78. Социально-философский смысл евразийства.

79.Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

80.Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.

81.Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

82. Город как цивилизационный феномен.

83. Революция и эволюция как формы модернизации социума.

84. Философские аспекты геополитики.

85. Феномен глобализации и проблема сохранения национально-культурной идентичности человека.

86. Глобализации и полилог культур.

87.Техника как объект социально-философского осмысления.

88.Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

89.Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

90.Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

91.Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.

92.Политическая власть и социальный интерес.

93.Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

94.Культура как предмет осмысления в современной философии.

95.Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

96.Ф.Ницше о дионисическом и аполлоническом началах в европейской культуре.

97.Традиции и новации в динамике культуры.

98.Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.

99.Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

100.Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

101.Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

102.Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

103.Наука и религия: возможности и границы диалога.

104. Наука как предмет философско-методологического исследования.

105. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

106. Философия науки: становление и основные этапы развития.

107. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

108. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

109. Методологические новации в современной философии науки.

110. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

111. Наука в постиндустриальном обществе.

112. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

113. Эмпирическое познание и факты науки.

114. Метатеоретические основания науки.

115. Научная картина мира и ее эволюция.

116. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

117. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

118. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

119. Многоуровневая концепция методологического знания.

120. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

121. Научное исследование как предмет методологического анализа.

122. Методы исследования в современной науке.

123. Наука как социальный институт.

124. Научное сообщество и школы в науке.

125. Проблема коммуникации в современной науке.

126. Этика науки и нормы научного этоса.

127. Проблема аргументации в современной науке.

128. Наука и власть: возможность и границы диалога.

129. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

130. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

131. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

132. Философия и футурология.

133. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.

Темы рефератов, ориентированные на исследование и анализ методологических идей и концепций крупнейших представителей современной философии и социально-гуманитарного знания

 

1. В. Дильтей о методологии гуманитарного познания.

2. Х.-Г .Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.

3. Научный разум и коммуникация в философии Ю. Хабермаса.

4. Концепция «археологии знания» в философии М. Фуко.

5. Структурализм в психологии (Ж. Лакан).

6. Структуралистская методологическая программа в этнологии К. Леви-Стросса.

7. М. Вебер о призвании ученого и ценности науки.

8. Язык и познание в философии Л. Витгенштейна.

9. Концепция науки в «философии нестабильности» И. Пригожина.

10. Концепция роста знания в философии науки К. Поппера.

11.Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

12.Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И. Лакатоса.

13.Идея неявного знания в эпистемологической концепции М. Полани.

14.Проблема динамики науки в концепции С. Тулмина.

15.Концепция эпистемологического анархизма П. Фейерабенда.

16.Проблема научной рациональности в философии науки Л. Лаудана.

17.Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д. Прайса.

18.В.И. Вернадский о науке и научных революциях.

19.Проблема единства научного знания в творчестве П.В. Копнина.

20.Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г. Юдина.

21.Проблема гуманизации науки в работах И.Т. Фролова.

22.Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.

23.Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С. Стёпина.

24.Концепция социального призвания науки А. Уайтхеда.

25.Ж. Деррида о природе гуманитарного познания.

26.Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар).

27. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С. Панарина.

28. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р. Рорти.

29.Метод системной динамики Дж. Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования.

30.Теория структурации Э. Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания.

31.Проблемы методологии социального познания в творчестве Н. Лумана.

32.Философия нового научного духа Г. Башляра.

33.Методология тематического анализа науки Дж. Холтона.

 

...





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.031 с.