Темы рефератов по философско-методологическим проблемам социально-гуманитарных наук




1. Концептуальный статус исторической реальности в философии истории.

2. Проблема единства и многообразия всемирно-исторического процесса.

3. Дилемма формационного и цивилизационного подходов к истории.

4. Проблема смысла истории.

5. Историческое познание: проблемное поле и специфика интерпретации социальной реальности.

6. Роль личности и масс в истории.

7. Становление и развитие исторической эпистемологии.

8. Феномен власти в политико-правовой науке.

9. Права человека и гражданское общество.

10.Правовое государство: проблемы становления в обществах переходного типа.

11.Политические технологии и социальный интерес.

12.Феномен демократии как предмет социально-философского анализа.

13.Становление и развитие идеологии современного белорусского государства: проблемы и решения.

14.Политика и государственное управление в ракурсе социально-философского исследования.

15.Феномен бюрократии: его исторические и социально-политические модификации.

16.Права человека как императив развития современной социально-политической теории.

17.Мораль и политика: грани взаимодействия.

18.Философия экономики: проблемное поле и специфика интерпретации общественного развития.

19.Проблема классификации экономических систем.

20.Рынок и рыночная экономика: от классического капитализма к постиндустриальным моделям.

21.Государственное регулирование экономического развития и возможности социально-ориентированной экономики.

22.Экономика и право: формы и уровни взаимодействия.

23.Экономическое развитие и экология: к вопросу о цене экономического процветания.

24.Философия и литература: общее и особенное в постижении мира.

25.Ситуация постмодерна в культуре и современный литературный процесс.

26. Герменевтическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании.

27. Психоаналитическая парадигма в социально-гуманитарном познании.

28.Культура и творчество в феноменологической герменевтике П. Рикёра.

29.Диалектика содержания и формы в литературном процессе.

30.Язык, речь, действительность: от репрезентации к конструированию (Р. Барт).

31.Философия языка: от классической к современным парадигмам исследования.

32.Язык и национальная культура.

33.Современные методологии анализа текста в постструктурализме.

34.Философские проблемы современной семиотики.

35.Философские проблемы современной психолингвистики.

36.Философские проблемы современной социолингвистики.

37.Методология дискурсивного анализа в современном языкознании.

 

 

Примерный перечень вопросов

для контроля знаний на кандидатском экзамене

по философии и методологии науки для аспирантов и магистрантов ГУМАНИТАРНЫХ специальностей

 

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

8. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

9. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

11. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

12. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

13. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.

14. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

15. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

16. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

17. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

18. Основные стратегии исследования социальной реальности.

19. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

20. Предмет, структура и становление философии истории.

21. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

22. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

23. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

24. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

25. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.

26. Идеология технократизма в социальном познании и концепции индустриального общества.

27. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

28. Государство и гражданское общество: проблема взаимодействия.

29. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.

30. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные проблемы и направления ее развития в современных условиях.

31. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

32. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.

33. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

34. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

35. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

36. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.

37. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

38. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в обществознании.

39. Проблема истины и специфика её проявления в социогуманитарном познании.

40. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

41. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

42. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

43. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

44. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.

45. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

46. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

47. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

48. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

49. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

50. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

51. Метатеоретические основания науки.

52. Динамика науки и системная природа научного прогресса.

53. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

54. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.

55. Методы эмпирического и теоретического исследования.

56. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

57. Место и роль системного подхода в современном научном познании.

58. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

59. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

60. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

 

...





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.