В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомно-физиологическом созревании человека, совершенствовании его нервной системы и психики, при этом развиваются также его познавательные и творческие способности, его мировоззрение, происходит становление нравственности, общественных взглядов и убеждений.
Формирование выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. В толковом словаре русского языка говорится: формировать – значит придавать форму чему-нибудь, устойчивость, законченность, определенный тип.
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Формирование личности – процесс становления личности как социального существа в результате объективного влияния всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических, самой среды, а также целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.
В дальнейшем об уровне личностного развития человека судят:
· по разумности его поведения, ответственности, умению пользоваться свободой, социальной активности, должной требовательности к себе;
· по выраженности и прочности его общественных и нравственных взглядов и убеждений;
· по глубине отражения в его деятельности тенденций общественного прогресса, яркости и специфичности его социальных черт и качеств, придающих его действиям и поступкам своеобразно-творческий характер и определяющих его индивидуальность, чувство собственного достоинства;
· по психической зрелости и юридической дееспособности отвечать за совершаемые действия и поступки (не является личностью психически нездоровый человек, который не может нести ответственности за свое поведение).
Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.
Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
И На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.
ндивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.
Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.
Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.
С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.
Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами. Факторами социализации являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.
В процессе социализации человека осуществляется его вооружение инструментами адаптации к социальному миру. Человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры социальной среды, в которой он функционирует. Без этих ориентиров социальное взаимодействие человека становится невозможным, более того под угрозой становится и его выживание как биологического существа.
В качестве социально-психологических механизмов социализации можно перечислить (Н.И. Шевандрин, с.198):
1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других людей.
2. Внушение -неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.
3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.
4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
6. Процесс социализации включает несколько стадий:
7. -адаптация (от рождения до подросткового возраста ребёнок усваивает соц.опыт, приспосабливается, подражает);
8. -индивидуализация (появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);
9. -интеграция (появляется желание найти своё место в обществе);
В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) в качестве механизмов социализации называются:
1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;
2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
3. Стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей (возникает у человека из-за ощущения, что его разоблачили);
4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей (Смелзер, 1994: 119-120).
Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной (1995: 199). Таким образом, в процессе социализации люди обучаются тому,
· как себя вести,
· как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;
· каким образом познавать окружающий социальный и физический мир;
· как организовывать свой быт;
· каких морально-этических ориентиров придерживаться;
· как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое, многое другое.
Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению.
Научение путем формирования условного рефлекса, когда некоторые элементы повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи — условные рефлексы. Образование условных рефлексов — один из каналов социализации.
Научение через наблюдение имеет большое значение в процессе социализации. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать.