Речевая разминка
— Итак, если речь у нас идет о телефонном разговоре, то совершенно естественной выглядит просьба: «Позвони». А как правильно поставить ударение в таких глаголах:
Звонит, позвонит, перезвонит.
— Чтобы запомнить, как правильно произносить слово звонит, я предлагаю вам запомнить рифмовку:
Если дома он сидИт,
Телефон весь день звонИт.
- Сегодня любой школьник не просто умеет пользоваться обычным телефоном, но и может разобраться в самой сложной модели мобильного телефона. А ведь было время, когда все это было в новинку.
— Так кто же изобрел эту удивительную «штуку»?
Работа с текстом
Прочитайте текст. Что нового вы узнали? Поделитесь полученной информацией с друзьями, родными.
Телефон, такой, каким его знаем сегодня, является результатом разработок Александра Грэхэма Белла, шотландского ученого, эмигрировавшего в Канаду, а затем в США.
Александр Грэхэм Белл, родившийся в 1847 году, был сыном преподавателя школы для глухонемых. Поэтому-то он и заинтересовался способами передачи человеческого голоса с помощью искусственных приборов. В 1873 году Белл стал профессором Бостонского университета, и здесь вместе с Томасом Уотсоном он приступил к экспериментам, но передаче сообщений посредством электрического телеграфа. В конце концов Беллу удалось найти способ передачи человеческого голоса на расстояние. Он поставил множество опытов с металлической диафрагмой, помещенной вблизи катушки — проволоки, обернутой вокруг магнита. 10 марта 1876 года Белл случайно опрокинул на себя кислоту и закричал: «Уотсон, идите сюда, помогите мне!» Тот сидел в соседней комнате и, услышав голос Белла по своему телефону, поспешил к коллеге, арго был первый телефонный звонок.
|
Первые мобильные телефоны появились в 40-е годы XX века и представляли собой гибрид традиционного телефона и радиопередатчика, весили они около 35 килограммов и стоили всего лишь в два раза дешевле автомашины. Начало было положено. Теперь разработки велись всеми ведущими компаниями мира. Но все же первой была фирма «Моtоrоlа» во главе с вице-президентом Мартином Купером. Сегодня мобильный телефон представляет мультимедийный центр, а количество владельцев далеко перешагнуло за два миллиарда.
Речевая ситуация
Но вот опять звонит телефон…
-Послушайте, пожалуйста, телефонный разговор и скажите, какие ошибки, с вашей точки зрения, были допущены.
— Алло!
— Позовите Надю!
— Кого?
— Надю.
— У нас такой нет.
— Как нет? Это кто говорит?
— А вы куда звоните?
— Я куда попал? Какой у вас номер?
— А какой нужен? Смотреть надо, когда набираешь!
- Как бы вы сформулировали основные правила ведения телефонных разговоров?
ПРАВИЛА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ
1) В начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь.
2) Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку.
3) Телефонный разговор должен быть кратким. Не стоит по телефону вести пустых непринужденных разговоров. Если необходимо обсудить какой-то важный вопрос, лучше сделать это при встрече.
4) Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть уверенным: у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
5) Не стоит звонить слишком рано или слишком поздно, как правило, до 8 утра или после 11 вечера. Дождитесь 5—7 гудков, если звоните домой, 3—4 — если на работу.
|
6) Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника в середине фразы, не проявляйте нетерпения в разговоре с ним.
7) Если ошиблись номером, извинитесь.
8) Заканчивая разговор, попрощайтесь.
Практическая работа: Выберите ситуацию исоставьте диалог (до 10 реплик), соблюдая основные правила телефонного общения. Запишите его на отдельном листочке.
Ситуация 1. Звонок однокласснику с целью узнать домашнее задание. Трубку взяла его мама.
Ситуация 2. Звонок родителям на работу с целью узнать, какое лекарство нужно принять при головной боли.
Ситуация 3. Звонок в пожарную городскую часть с целью сообщить о загоревшейся траве напротив вашего дома.