Введение
Передача мяча – один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого тренера состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.
Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками – от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнение обманных движений; одной рукой – снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.
Передача мяча в движении-двойной шаг
Обучение передачам мяча в движении (двойному шагу) необходимо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны владеть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с остановкой двумя шагами.
Вначале условия выполнения облегчаются введением неподвижного мяча. Один из занимающихся или учитель держит мяч на вытянутой в сторону руке. Игрок подходит, ставит ногу за полметра до мяча, затем делает шаг и в одноопорном положении берет мяч из рук, только после этого ставит ногу на пол («раз), делает шаг другой ногой («два») и уже со следующим шагом («три») выполняет передачу. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой пола.
Первоначально желательно выполнять эти движения под счет, медленно, с остановками, затем шагом, потом бегом.
Техника работы рук при выполнении броска может отличаться. Нужно сразу исключить всевозможные прыжки и т.п. Мяч может ловиться шагом любой ноги, и необходимо постоянно на это обращать внимание, ибо начинающие часто ловят мяч «под одну и ту же ногу», привыкают к этому, и потом их тяжело переучивать. В дальнейшем это будет только мешать. Данные упражнения проводятся с целью усвоить двухшажный ритм.
В последующих упражнениях мяч подбрасывается сначала вверх, затем навстречу партнеру. После этого двойной шаг нужно выполнять после ловли
встречной передачи, но когда партнер стоит. Только освоив такие упражнения можно переходить к передаче мяча во встречных колоннах.
Основные ошибки – неточные и очень сильные передачи, которые не дают возможность правильно выполнить «двойной шаг».
Следующим этапом является «двойной шаг» при движении в параллельных колоннах. Желательно выполнять первые упражнения в условиях, когда партнер стоит сбоку и передает мяч. Неточные передачи не позволяют правильно выполнять упражнения. Эти упражнения должны обучать занимающихся ловле и передаче мяча справа и слева.
В игровых условиях передачи мяча в движении позволяют развивать атаку, не снижая ее скорости и темпа, и могут выполняться при движении игроков навстречу друг другу (встречная передача) или при параллельном их движении, когда игрок, получающий мяч, постоянно опережает партнера и находится впереди-сбоку (поступательная передача).
Согласно правилам, игрок с мячом в руках может выполнять не более двух шагов. Этим условием, а также законами биомеханики диктуются содержание, последовательность и ритмо-темповые характеристики движений различных звеньев тела при выполнении данного приема техники игры.
По структуре работы верхних конечностей передачи мяча в движении соответствуют технике одноименных передач с места, но выполняются в сочетании с ловлей мяча и двухшажным ритмом движения нижних конечностей.
Движения нижних конечностей по ритмо-темповым характеристикам аналогичны движениям при остановке двумя шагами, но ноги ставятся упруго на всю стопу без разворота носка: прямо по направлению движения.
Изучение передач в движении начинают с овладения встречной передачей, а затем осваивают поступательную.
3.Основные ошибки при выполнении встречных передач мяча в движении.
1. Несвоевременный выход на мяч.
2. Остановка перед ловлей мяча или замедление скорости движения в момент встречи с мячом.
3. Отсутствие удлиненного шага при ловле мяча.
4. При ловле мяча:
- встреча мяча согнутыми руками у туловища или наблюдается попытка обхвата мяча ладонями;
- излишне закрепощены верхние конечности;
- отсутствует уступающее движение после обхвата мяча пальцами.
5. Сильно подняты плечи в момент замаха при передаче двумя руками от груди, нерациональное расположение рук при передаче одной рукой, закрепощенные кисти.
6. Скованность («зажатость») при обработке мяча и выполнении передачи.
7. Рассогласование работы рук и ног:
- ловля мяча на шаге разноименной ноги при передаче одной рукой;
- медленное, несвоевременное подготовительное движение: запаздывание выноса мяча в и. п. для передачи;
- задержка мяча в и. п. для передачи, ведущая к запаздыванию выпуска мяча — пробежка.
8. Выпуск мяча полусогнутыми руками (рукой) без скатывания его с кончиков пальцев и без сопровождающего движения кистями:
мяч летит «вяло», без обратного вращения, не доходит до партнера.
9. Слишком резкое выпрямление рук без учета дистанции до партнера или мячу придается поступательное вращение: мяч летит с запредельной скоростью и вращается в сторону партнера — неудобен для обработки.
10. Постановка ног с носка: неустойчивое положение игрока, затрудняющее внесение коррективов в дальнейшие действия в случае неожиданной смены игровой ситуации (например, в условиях активного противодействия защитника требуется выполнить остановку с ловлей мяча, а не запланированную передачу в движении) — большая вероятность совершения технической ошибки.
11. Опущенное положение головы или глаз — потеря зрительного контроля над мячом при его ловле или за партнером при передаче.
Подводящие упражнения
1.Выполнение изучаемого способа передачи мяча в движении неподвижно стоящему игроку после двухшажного разбега с места,снимая мяч с кисти руки партнера, вытянутой в сторону;
2. То же, но снимая мяч после передвижения ходьбой, а затем бегом.
3. То же, но партнер при приближении игрока, выполняющего прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх.
4.Выполнение ловли-передачи в движении, направляя мяч неподвижно стоящему партнеру: мяч набрасывается набегающему игроку в заранее указанную точку площадки, обозначенную линией
разметки, набивным мячом и т. п.
5. То же, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по звуковому сигналу набегающего игрока.
6. То же, но после встречной передачи партнера по навесной, а затем по прямой траектории.
7. То же, что в упр. 6 и 7, но изменяя момент передачи мяча набегающему игроку и траекторию его полета.
8. Выполнение изучаемого приема в целом при движении занимающихся из встречных колонн:
- передачи с отскоком от пола при встречном перемещении игроков;
- передачи по прямой траектории при встречном перемещении игроков.
9. То же, но постоянно варьируя скоростями встречных перемещений.
10. То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения до или после выполнения приема: перемещения змейкой осуществляются между переносными стойками, набивными мячами или
неподвижно стоящими игроками.
11. То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения после передачи мяча при различных построениях занимающихся: в трех или четырех колоннах.
12. Выполнение разновидностей встречных передач мяча в движении в эстафетах и подвижных играх «Охота с мячом», «Запятнай мячом», «Салки и мяч» и т. п.
13. Передачи мяча по кругу через центр
Два игрока с мячами спиной друг к другу в центре круга. Передают мячи бегущим по кругу, а те возвращают обратно. Каждый из игроков должен побывать в середине круга.
Список литературы:
1. Нестеровский Д. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия 2004г;
2.Физкультура и Спорт малая энциклопедия (Гусевой Г.В., Кондрашовой Н.М., Милютина В.П., 1992 г.)
3.Спортивные игры. Учебник для физ. ин-тов под ред. Портных Ю.И., М – 1975 г
4.Баскетбол. Учебник для физкультурных институтов под ред. Н.В. Семашко «Физкультура и спорт», 1976 г.