ПАВ (психоактивные вещества).




Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание.К психоактивным веществам относятся:

· наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);

· алкоголь (в т. ч. пиво);

· некоторые лекарственные средства;

· токсические вещества (в т. ч. клей, бензин, газ и др.);

· психостимуляторы (в т.ч. чай, табак, кофеин и др.).

Понятно, что употребление ПАВ - сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление ПАВ является риском возникновения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, а также это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.

Как родители могут повлиять на выбор детей? Притча.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:

1. предотвратить,

2. спасать.

Задача родителей и педагогов - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.

В любом случае родителям, со своей стороны, необходимо выполнять следующие функции:

· Прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках

· Формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.

· Осуществлять текущий контроль

· И самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.

Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в себе, снятия стресса путём употребления ПАВ за компанию и в одиночку. Да, мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою маленькую и очень добрую вселенную в семье, в своём доме. И пусть хотя бы здесь их окружает любовь! Ваше влияние на детей огромно, дети являются зеркалом ваших действий и мыслей. Будьте примером для своих детей во всём, и тогда нам не нужно будет их «спасать из реки дурных привычек»!

Предлагаются следующие меры профилактики употребления ПАВ и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:

· организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);

· личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);

· профилактические беседы о вреде ПАВ;

· использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;

· поддержка подростка в его начинаниях, уважение его взглядов;

· организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);

· контроль учебы, поведения, изучение круга друзей подростка;

· введение ограничений, контроль расходования подростком карманных денег;

· обучение ребенка умению отказываться от предложения попробовать ПАВ.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики ПАВ. Принципы семейной профилактики употребления ПАВ:

· Системность.

· Гибкий контроль.

· Терпение и деликатность.

· Индивидуальный подход.

· Поддержка.

· Наглядность.

Рекомендации родителям. Важно правильно беседовать родителям с подростками на тему «Риски приобщения к ПАВ».

Подходящий момент. Лобовая атака «А ну-ка, давай я расскажу тебе о вреде наркотиков» - не будет иметь успеха. Может оказаться, что в этот момент подросток просто не хочет обсуждать эту тему. А вот обсуждение фильма, в котором затрагивается тема наркомании и который произвёл впечатление на сына или дочь, вполне может служить поводом для начала разговора. Также подходящим моментом может оказаться статья в газете или журнале, реальная ситуация в которую попал кто-то, с кем знаком подросток.

Обменяйтесь мнениями. Не следует превращать разговор с подростком в скучную лекцию, где ему отводится роль слушателя. Родители могут считать, что им лучше знать, чем опасна наркотизация. Однако в действительности современные подростки бывают более осведомлены, чем взрослые в вопросах наркомании. Самое разумное - обменяться с подростком мнениями и побеседовать с ним «на равных». В ходе уважительного и тактичного обмена мнениями реально повлиять на взгляды подростка. Это соотносится с возрастными особенностями подросткового возраста: «чувство взрослости» и «потребность неформального общения».

Обращайте внимание на ключевые ценности. Основной акцент обсуждения следует сделать на том, как наркотизация может отразиться на значимых для подростка ценностях. Например, на внешности, успехах в спорте, реальности получения желаемой профессии и т.д. Не предвосхищайте негативные события. В ходе беседы не стоит произносить угрозы и обещания наказаний в случае возможного знакомства подростка с одурманивающими веществами: «Если только узнаю, что ты попробовал, то …». Это провокация: «Интересно выполнит или не выполнит взрослый свои обещания?». Для подростка гораздо большее значение имеет доверие к нему: «Я верю, что ты способен принимать правильные решения».

Беседа с подростком на тему «Риски приобщения к ПАВ» можно считать полезной, если родителю удалось сформировать у подростка следующие убеждения:

· не существует безопасных наркотиков. Любое вещество, способное вызывать эффект изменённого сознания – опасно для человека;

· не существует безопасных форм наркотизации. Даже однократное употребление наркотика или одурманивающего вещества может привести к зависимости;

· наркотизация не может служить способом решения проблем. Наоборот, наркотики становятся препятствием для реализации планов.

Кроме этого, должна быть сформирована способность подростка сопротивляться негативному давлению. Важно, чтобы он умел говорить «НЕТ» тому, кто предлагает опасное вещество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: