Разработка функциональной схемы программного продукта




СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В последнее время всё большую популярность получает проведение тестирования как способа проверки знаний студентов и учащихся. Многие виды контроля знаний представлены в виде тестов, во многих ВУЗах в качестве вступительных экзаменов проводится тестирование, в частности, введенный с недавних пор единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все это свидетельствует о том, что разработка средств создания и хранения тестов, проведения тестирования и проверки результатов является немаловажным условием развития образования в современном обществе.

Успешное и эффективное примене­ние методов тестирования целиком за­висит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа по­сторонних к данным, содержащим ин­формацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий. Отсутствие учета целого ряда особен­ностей при составлении тестовых за­даний приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успева­емости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наря­ду с ошибками в фактическом материа­ле содержат неоднозначное толкова­ние вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные во­просы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда уга­дать правильный ответ методом ис­ключения неверных вариантов.

В теории оперативной оценки знаний учащихся выработаны рекомендации, которые в совокупнос­ти могут служить методикой, использу­емой при составлении вопросов и от­ветов. Суть этих рекомендаций сводит­ся к следующему:

 

1) все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, за­ставляя учащегося анализировать каж­дый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку;

2) в тестовых заданиях можно при­вести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет ос­тальные правильные ответы. Подоб­ный прием позволяет уяснить на прак­тике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к реше­нию предлагаемой задачи;

3) правильное утверждение не должно быть полностью созвано оп­ределению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывал­ся правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для это­го же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным на лекциях опреде­лениям;

4) варианты от­ветов расчетных задач должны содержать не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с вве­дением типичных ошибок. Это мини­мизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из отве­тов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных;

5) вопросы по каждой теме необходимо подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разде­лы и позволяли контролировать как ус­воение учащимися теоретических зна­ний, так и их навыки в решении рас­четных задач;

6) вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста. Выбор способа оформле­ния заданий обусловлен как возможно­стями вычислительной техники и при­меняемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психо­логическими особенностями групп учащихся.

 

Вопросы и ответы, составленные в ви­де текстов, призваны способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих предпочте­ние формулам, рисункам и символам;

7) процесс создания вариантов тес­тов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использо­вать задания для контроля и оценки знаний учащихся всей группы, их не­обходимо предложить для решения не­большой группе студентов. Этот метод в со­четании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, до­пущенные при составлении тестов. По­добная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопро­са или неоднозначность в предложен­ных ответах, так как то, что для специа­листа является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

Представленная программа состоит из двух модулей: конструктор тес-та и система тестирования.

В модуле конструктора реализованы следующие функции: возможность создания и изменения тестов;

1) добавление, изменение и удаление тестовых заданий из банка тестовых заданий по дидактическим единицам (ДЕ);

2) разграничение прав доступа при работе с программой;

3) возможность добавления и удаления преподавателей, создающих тестовые задания.

Модуль тестирования обеспечивает прохождение теста по выбранной дидактической единице предмета с выводом на экран соответствующей оценки по окончании тестирования.

Функциональная схема модуля конструктора тестовых заданий представлена на рисунке 3. Она предоставляет два способа авторизации: от имени администратора и от имени преподавателя.


 

Рисунок 3 - Схема функционирования конструктора тестов

Администратор имеет возможность добавлять, удалять преподавателей, задавать им пароли.

В функции преподавателя входит добавление и удаление дисциплин и дидактических единиц по каждой дисциплине и создание тестовых заданий.

Функциональная схема системы тестирования представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 - Функциональная схема системы тестирования

 

Структурно программа обращается к четырем типам файлов с данными:

1) login.txt, содержащий информацию о пользователях и паролях;

2) dis.txt - перечень дисциплин, преподаваемых в учебном заведении;

3) testname.txt – информационный файл, устанавливающий соответствие между именем теста и преподавателем, создавшим его.

4) файлы с тестовыми заданиями. Имя файла тестового задания состоит из имени преподавателя, имени дисциплины, имени дидактической единицы. Для каждого тестового задания создается свой файл. Это позволяет избежать временной блокировки файла в случае одновременного редактирования заданий сразу несколькими преподавателями с разных компьютеров.

Для хранения информации используются текстовые файлы, содержащие структур данных, реализованные средствами языка Object Pascal и содержащие следующие поля:

1) prep - строка до 20 символов - фамилия преподавателя, создавшего тест;

2) test - строка до 20 символов - название теста;

 

3) pred - строка до 20 символов - название дисциплины, по которой проводится тестирование:

4) vop - строка до 255 символов - текст вопроса;

5) otv1…otv6 - строка до 180 символов - текст вариантов ответа;

6) isRight1…isRight6 - логическое - идентификатор правильного ответа;

7) Set1…Set6 - логическое - идентификатор того, выбрал ли ответ пользователь при ответе или нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: