ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное радио – это общественный голос, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Рабочая программа дополнительного образования «Школьное радио ТРЕТЬЯ ВОЛНА» разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, Конвенцией по правам ребенка, программой развития МБОУ-СОШ № 3.
Программа направлена на развитие у ребят творческой инициативы, способностей в области журналистики и организацию тематических радиопередач. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики радиопередач разнообразны. Это и выпуски еженедельных информационных программ, и радиовыпуски к классным часам на важные темы, праздничные программы к юбилейным датам, музыкальные и поздравительные радиопередачи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: организация работы школьного радио для приобретения основных компетенций учащимися: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социальных. Научить учащихся теории и методике журналистского творчества
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· организовать работу школьного радио;
· привлечь учащихся к активной общественной работе в роли радиожурналистов и радиоведущих;
· реализовывать творческие способности детей;
· научить детей владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
· научить детей владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
· научить детей самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
· выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 12-17 лет, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, СООТВЕТСТВЕННО, 68 ЧАСОВ В ГОД.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Назначение и структура школьного радио. Экскурсия в школьный радиоузел. Знакомство с устройством радиоузла (усилитель, микшерный пульт, микрофоны). Организуется собрание, на котором распределятся обязанности ведущих рубрик, график проведения радиопередач, распределение по классам тематических радиопередач на четверть.
Знакомство и распределение функционала участников школьного радио:
· ответственный за каждую рубрику составляет график своих эфиров;
· подбор интересной информации к тематическим радиопередачам;
· разнообразие форм ведения радиоэфира;
· создание и контроль за группой в социальной сети Контакт.
- Этапы подготовки радиопередачи. Рубрики:
· сбор и обработка информации к радиоэфиру;
· подготовка музыкального сопровождения передачи;
· сбор ответственных за рубрики;
· работа школьных корреспондентов в подготовке тематических радиопередач;
· выпуск радиопередачи;
· рефлексия. Оценка популярности рубрик.
- Информация и её основные черты. Информацию для тематических радиопередач собирают корреспонденты от классов, обрабатывают и подготавливают передачу с классным руководителем.
- Мастерство радиоведущего. Настроение ведущего - успех в эфире. Культура речи радиоведущего.
- Обязанности звукорежиссёра при выходе в эфир. Создание тематических папок для разных эфиров. Подбор музыки к разным рубрикам. Запись и воспроизведение в эфире джинглов, слуховой контроль за работой микрофонов. Создание фонотеки радио.
- Радиопередачи- интервью. Особенности подготовки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | Месяц |
1. | История создания радио. Радиопередача «Школьное радио» | Сент. | |
2. | Назначение и структура школьного радио. Неделя безопасности «Минутки безопасности» | Сент. | |
3. | Этапы подготовки радиопередачи. Сбор информации, подбор муз.сопровождения передачи. | Сент. | |
4. | Радиопередача, посвященная Дню пожилого человека. Учителя-ветераны, информация о них. | Окт. | |
5. | Выпуск праздничной радиопередачи, посвященной Дню учителя. | Окт. | |
6. | Что такое интервью. Тренинг-практикум «Я беру интервью». | Окт. | |
7. | Культура речи радиоведущего. Международный день школьных библиотек. | Окт. | |
8. | Особенности радио речи. | Окт. | |
9. | Интервью-монолог, интервью-диалог. Подготовка творческой радиопередачи. | Ноябрь | |
10. | Правила работы у микрофона. Радиопередача «Осенняя пора…», стихи А.С. Пушкина | Ноябрь | |
11. | 15 ноября-Международный день отказа от курения. 16 ноября-Международный день толерантности | ноябрь | |
12. | Тематическая радиопередача к Дню матери. | Ноябрь | |
13. | Интонация. Логика чтения. Знаки препинания. Экскурсия по виртуальному школьному музею. | Ноябрь | |
14. | 3 декабря – День неизвестного солдата. Радиопередача. | Декабрь | |
15. | Живое слово. Радио репортёр. Выпуск радиопередачи. 10 декабря – Международный день прав человека. | Декабрь | |
16. | Редактирование текстов для радиовещания. 12 декабря – День конституции. | Декабрь | |
17. | Работа с аудиторией в прямом эфире. Интерактивность как основополагающий принцип радиовещания. | Декабрь | |
18. | 28 декабря – Международный день кино. Радиопередача «В гостях у Деда Мороза» | Декабрь | |
19. | Радиопередача «Для чего нам нужен спорт» | Январь | |
20. | Радиопередача, посвящен. Татьяниному дню | Январь | |
21. | Радиопередача «Герои дня-минута славы (о победителях и призерах конкурсов, смотров, соревнований, фестивалей). | Январь | |
22. | Звуковые планы, пространство, время. Анализ режиссуры известных радиопостановок. | Февраль | |
23. | Комментарий, как часть радиотрансляций. | Февраль | |
24. | 21 февраля – Международный день родного языка. 23 февраля – День защитника Отечества. | Февраль | |
25. | Радиопередача «Богатство русского языка» «Крылатые выражения» Традиции широкой Масленицы. | Февраль | |
26. | Экспресс – интервью. | Март | |
27. | Радиопередача «Экология родного языка» | Март | |
28. | 12 марта – Всемирный день поэзии. Читаем любимые стихи в эфире. Минутки безопасности. | Март | |
29. | 2 апреля – Международный день детской книги. Радиопередача «Смеяться разрешается» | Апрель | |
30. | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Радиопередача «В здоровом теле – здоровый дух!» | Апрель | |
31. | 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. 22 апреля – Международный день Земли. | Апрель | |
32. | Радиопередача, посвященная героям Вов, в честь которых названы улицы нашего города. | Апрель | |
33. | Начало цикла передач «Памяти павших будем достойны…» | Апрель-май | |
34. | 24 мая – День славянской письменности и культуры. Ура, каникулы! Минутки безопасности. | Май | |
Итого: | 68ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны знать понятия:
1. тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
2. типы речи, стили речи,
3. изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4. жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.
Учащиеся должны уметь:
1.собирать материал, систематизировать его,
2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
3.доказывать свою собственную точку зрения,
4.интересоваться мнением других людей,
5.составлять план,
6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
7.собирать материал
8.грамотно излагать свои мысли,
9.создавать макет будущей передачи
10.редактировать созданный материал
владеть нормами речи.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1. Трансляция передачи по школьному радио.
2. Организация фестиваля радиоработ учащихся.
3. Участие в районных, областных и всероссийских фестивалях, слетах, форумах.