Из опыта совместной работы учителя-логопеда, психолога, и родителей подготовительной группы.
Круглый стол.
«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?».
Выполнила учитель-логопед
Краснова О.С. МДОУ № 84
Астрахань 2008 г.
Цель:
1. Познакомить родителей с подготовительным этапом к школе, проводимым в детском саду.
2. Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
3. Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе».
4. Обучение практическим навыкам по формированию у ребёнка готовности к обучению в школе. (Игры – тренинги для родителей.)
Ход занятия.
Логопед приветствует родителей, активизирует положительные эмоции, настраивает на совместную работу. 1. Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребёнка. 2. Родители меняются местами, рассаживаясь в алфавитном порядке по первой букве своего имени. 3. Из корзины родители достают по очереди конфеты трёх разных видов, например, «Дюшес», «Барбарис», «Клубника». Логопед – Мы очень рады вас видеть. Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему – предстоящее обучение наших детей в школе. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Как подчеркивал выдающийся психолог Эльконин Д.Б., в это время происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. В школе начинает действовать система отношений «Ребенок – учитель», которая начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система «Ребенок- учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. В деском саду ведется огромная работа по подготовке детей к школе. В целях подготовки детей к школе проводятся логопедические занятия, занятия по развитию речи и обучению грамоте, музыкальные занятия, физкультурно- оздоровительные мероприятия.
|
Задача логопеда вовремя выявить речевые недостатки и дефекты произношения у дошкольников. Вовремя поставить неправильно произносимые звуки, ввести их в речь, совершенствовать лексико-грамматическую сторону и связную речь. Учить говорить правильно, красиво строить предложения, способствовать развитию коммуникативной функции речи - задача всех педагогов детского учреждения.
Речь ребенка всегда была одним из первых показателей готовности к школе, отражением его интеллекта, от того как человек умеет говорить, строить предложения, выражать свои мысли судят о человеке. Основа речи закладывается в дошкольном возрасте. Научить детей читать, считать, печатать буквы, подготовить их без страха идти в школу, помочь не разочароваться в школьной жизни – является основной задачей подготовительного периода в детском саду.
Основные факторы успешной адаптации детей к школе:
1. Физическое здоровье;
2. Развитый интеллект;
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми;
4. Выносливость и работоспособность»
5. Хорошая память и внимание;
6. Аккуратность и инициативность;
7. Воля;
8. Способность действовать самостоятельно.
|
Все эти качества вырабатываются на занятиях в подготовительной к школе группе.
На логопедических занятиях на ряду с развитием речи развивается фонематический слух, ведется работа над узнаванием и различением фонем, обучение детей первоначальному чтению. Выделение понятий «Слог, слово, предложение». Подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв, обогащение детей живыми впечатлениями об окружающем мире, полученных в ходе бесед, наблюдений, экскурсий и т.д.
Уважаемые родители, уделяйте больше внимания своим детям. Чаще разговаривайте с ними на разные темы, беседуйте, обсуждайте прочитанные сказки, рассказы. Анализируйте характеры героев, их поведение. Заучивайте стихотворения, загадки, пословицы, рисуйте, развивайте ребёнка: - Интеллект ребёнка в ваших руках. Наши совместные усилия помогут детям в жизни.
Обсуждение анкеты «Мой ребенок».
1. Когда он родился, то:
2. Самым интересным в первые годы жизни в моем ребенке было то, что он:
3. О здоровье моего ребенка я могу сказать:
4. Моему ребенку нравится когда:
5. Моему ребенке не нравится когда:
6. Его положительными качествами является то, что он:
7. Его отрицательными качествами является то, что он:
8. Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что он:
9. Я хотел(а) бы, чтобы логопед обратил внимание на его:
10. Мы надеемся с помощью педагогов детского сада развить в своем ребенке следующие качества:
«Родители, передавая клубок друг- другу продолжают рассказывать анкетные данные о своем ребенке».
|
Психолог -А сейчас я предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося обучения ребёнка:
-Испытываете сильное беспокойство -поднимите 2 руки; -Слегка волнуетесь -поднимите 1 руку; -Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка -сложите руки перед собой.
-Предлагаю обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Дюшес». Слышали ли вы когда – нибудь словосочетание?
«Ребёнок не готов к школе»;
«Готовность к школе»
«Школьная зрелость».
По очереди высказываются родители, получившие конфету «Барбарис». (Цель: Активизация имеющихся знаний, выявление деструктивных установок родителей.) Все ответы записаны на доске. Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на своё усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Клубника». Спасибо за обсуждение.
–Очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность т.е. готовность и желание ребёнка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту. У многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализировано, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно - школа вызывает опасения как нечто чужое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трёх случаях:
1. Ребёнок в детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, он отказывается от усилий. 2.Ребёнка ещё в детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно к робким и не уверенным в себе детям. 3. Ребёнку напротив рисовали школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью вызвало сильное разочарование. Логопед – Уважаемые родители, мы предлагаем вам ответить, из каких источников ребёнок может получить информацию о школе?
(Цель: Помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок.) -Информация, получаемая из СМИ,фильмов,мультфильмов, литературы; -Информация получаемая от взрослых, других людей; Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
1.Вот пойдёшь в школу,там тебе ….. 2.Ты,наверное будешь двоечником?..... 3.Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!! 4.Учись так,чтобы мне не пришлось краснеть за тебя!..... 5. Ты обещаешь мне в школе не драться, не бегать, вести себя тихо и спокойно?
6.Попробуй мне ещё сделать ошибки в работе! Родителям предлагается закончить предложение (Чтобы помочь моему ребёнку стать учеником, я ….) при этом передавая клубок по кругу. – Мы педагоги, искренне надеемся на то, что ваша родительская дорога будет лёгкой, и вы не устанете в пути чтобы ваш малыш стал школьником!! Пусть законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам! Законы родительской истины. 1.Дорожите любовью своего ребёнка. 2.Не унижайте своего ребёнка. 3. Не угрожайте ребёнку. Это порождает враньё, приводит к боязни и ненависти
4.Не налагайте запретов. Запретный плод сладок! 5.Не опекайте слишком вашего ребёнка. 6.Не идите на поводу у вашего ребёнка. 7.Развивайте в себе и в ребёнке чувство юмора. 8. Не читайте бесконечные нотации. 9.Будьте всегда последовательны в своих требованиях. 10.Не лишайте своего ребёнка возможности быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Желаем вам успеха!