Эксперты
Эксперт (лат. экспертус - опытный) – 1) это специалист в области науки, техники, искусства и др. областей, приглашаемый для исследования каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний;
2) лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т.е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания о данном социальном объекте и способное ею оценивать, а также имеющее опыт решения сходных задач.
Главное требование к эксперту – компетентность. Структуру компетентности эксперта образуют - знания, интуиция, личностные качества (способность работать в группе, менять мнение под воздействием аргументов, а не давления, гибкость ума и др.).
Для отбора экспертов в проведении экспертизы применяются специальные методы отбора (перечислим):
1. Метод случайного механического отбора;
2. По документальным данным;
3. Метод, основывающийся на самооценках;
4. Метод "Снежного кома"1.
Экспертиза может проводиться по различным моделям в зависимости от различия задач, которые приходится решать.
1. МОНИТОРИНГ регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование помогает выявить динамику развития объекта. Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе. Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием. Другая особенность мониторинга выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.
2. РЕЦЕНЗИЯ - это отзыв эксперта на материалы, предоставляемые ему для изучения, который содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. Заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и предполагающие принятие того или иного управленческого решения. Рецензия простая и наименее затратная экспертиза документа. Но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в серьезное заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа. Чтобы избежать ошибок, "рецензия" заказывается нескольким не связанным между собой экспертам. Причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно.
|
3. ПРОЕКТ - модель экспертного исследования, которая направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний.
Итоги социальной экспертизы
Итоги социальной экспертизы понимаются в двух смыслах:
1) форму представления экспертной оценки;
2) эффективности сделанной экспертами работы.
По форме представления итоги социальной экспертизы могут иметь вид
- Экспертное заключение. По итогам социальной экспертизы должно содержать письменные ответы на вопросы, которые были согласованы при заключении договора на экспертизу между "заказчиком" и экспертом и являлись содержанием задания на экспертизу. По заранее определенной форме эксперт излагает свою оценку проекта и основания для нее, предложения по его поддержке или отказу от поддержки, прогноз возможных последствий принятия или непринятия решения по проекту.
|
- Экспертное наблюдение. Это итоговый документ рекомендательного характера, где основное внимание эксперта сосредоточено на выработке конструктивных предложений направленных на решение рассматриваемо и проблемы.
- Проектная разработка. По своему замыслу является альтернативным проектом. Такой документ имеет форму социального проекта - с обозначением проблемы, цели и задач проектирования, концепции, изложения организационных, и экономических вопросов. В данном случае экспертная работа переходит в иное качество, не являющееся уме собственно качеством экспертизы.
Метод экспертных оценок – это метод получения социологической информации путем проведения экспертного опроса. Его особенность — работа с высококвалифицированными специалистами. Поэтому многие методические и технические приемы массовых, опросов (анонимность, формулировка вопросов-ловушек и т.д.) здесь неприемлемы.
Основные этапы Метода экспертных оценок:
а) подбор экспертов;
б) проведение опроса экспертов;
в) обработка результатов исследования. В основе экспертизы лежит вопросник (анкета). Вопросы обычно делятся на три группы:
1) данные о самом эксперте (его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой специальности);
2) вопросы содержательные, по существу изучаемой проблемы;
|
3) вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых придерживается эксперт, в своем анализе.
Методы опроса экспертов различают:
а) по характеру взаимосвязей экспертов — методы очного и заочного опроса;
б) по процедуре согласования оценок — одноразовые и итеративные (повторяющиеся);
в) по численности экспертов — индивидуальные и групповые.
Очные методы предполагают проведение свободного интервью исследователя с экспертами и «мозговую атаку», т.е. коллективную очную работу экспертов.
Заочные методы включают подготовку докладной записки; сбор мнений с помощью специально подготовленных опросных листов (анкет), в которых эксперты излагают свое мнение по существу поставленных вопросов (в развернутой форме); формализованный опрос (анкетирование); использование шкалированных оценок (получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы); многократный анкетный опрос одной и той же группы экспертов.