Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха




ЧЕТВЕРИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Кандидат педагогических наук, доцент,

Зав. кафедрой специальной педагогики ОмГПУ

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

Как сдать зачёт по дисциплине? Освоение дисциплины «Специальная педагогика» завершается зачётом. Зачёт предусматривает выполнение теста. Тест находится в конце рабочей тетради. В тесте 21 вопрос. Чтобы получить «зачтено», нужно дать не менее 15 верных ответов.

 


ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Предметные области современной специальной педагогики и её связь с другими науками

 

Основные понятия темы [31]:

1. Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

2. Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

3. Субъект специальной педагогики – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

4. Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования.

5. Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

6. Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) – это условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

7. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Современная специальная педагогика состоит из предметных областей. Как специальная педагогика в целом, так и каждая из её предметных областей тесно связаны со смежными научными областями. К числу таких смежных сфер относятся следующие: философия, история, педагогика, психология (в том числе клиническая, социальная и специальная психология), физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, физика, информатика и др.

 

Тема 2. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономических устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики [19; 20].

Таблица 1 Периоды эволюции и этапы развития системы специального образования

в Западной Европе и России (классификация Н.Н. Малофеева)

Пери-оды Эта-пы Характеристика периодов и этапов Хронология
Западная Европа Россия
I   От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи 9-8 в.в. до н.э. – начало ХII в. 996 - 1715
II   От призрения к осознанию возможности обучения Начало ХII в. - конец ХVIII в. 1706 - 1806
III   От осознания возможности к осознанию необходимости обучения Конец ХVIII в. – начало ХХ в. 1806 - 1927
IV   От обучения отдельных категорий детей с нарушенным развитием к дифференцированной системе специального образования Начало ХХ в. – 70-е г.г. ХХ в. 1927 - 1991
V   От изоляции к интеграции 70-е г.г. ХХ в. -? 1991 -?

 

Тема 3. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии

Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха

Основные понятия темы:

1. Сурдопедагогика (от латинского surdus – глухой) – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха [31].

2. Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми [9].

3. Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным [9].

4. Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы [24].

Детей с нарушением слуха классифицируют по нескольким основаниям [34].

По состоянию слуха:

- тугоухость,

- глухота.

По времени наступления снижения слуха:

- ранооглохшие (потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими),

- позднооглохшие (потерявшие слух в 3-4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

Термин «позднооглохшие дети», является общепринятым, но носит условный характер, т.к. данную группу характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

По состоянию словесной речи (в устной, устно-дактильной или письменной форме):

- неговорящие (необученные);

- дети, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

- дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмом;

- дети с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;

- дети с нормальной фразовой речью.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии:

- дети, не имеющие дополнительных отклонений;

- дети с дополнительными отклонениями в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы или др.

Международная классификация нарушений слуха:

- 1 степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;

- 2 степень тугоухости – от 41 до 55 дБ;

- 3 степень тугоухости – от 56 до 70 дБ;

- 4 степень тугоухости – от 71 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ – глухота [31].

Выделяют две основные функции слухового анализатора [24].

Таблица 2 Функции слухового анализатора

Звукопроведение (доставка звуковых колебаний к окончаниям слухового нерва) Звуковосприятие (реакция нервной ткани на звуковое раздражение)
Функция звукопроведения заключается в передаче составными элементами наружного, среднего и отчасти внутреннего уха физических колебаний из внешней среды к рецепторному аппарату внутреннего уха, т.е. к волосковым клеткам кортиева органа. Функция звуковосприятия состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в энергию нервного импульса, т.е. в процесс физиологического возбуждения волосковых клеток кортиева органа. Это возбуждение передаётся затем по волокнам слухового нерва в корковый конец слухового анализатора.

 

Таблица 3 Сравнительные величины громкости звуков различных источников

в дБ по классификации Л.В. Неймана

Характеристика звука Уровень интенсивности (в дБ)
Едва слышимый звук (порог слышимости)  
Шелест листьев при ветре  
Обычный шёпот (около уха) 25-30
Шумовой фон в городе ночью  
Шум спокойной улицы днём 50-60
Речь средней громкости 60-70
Оркестр, громкая музыка по радио  
Шум в поезде метро  
Очень громкая речь (крик)  
Удары молотка по стальной плите  
Шум авиационного мотора (реактивного самолёта) 120 - 140

 

Показатели в Гц для музыкальных игрушек, использующихся с целью развития неречевого слуха детей:

- барабан – 500 Гц (низкая частота);

- гармоника – 2000 Гц (средняя частота);

- свисток – 2500 Гц (средняя частота);

- дудка – 3000 Гц (средняя частота);

- шарманка – 4000 Гц (высокая частота);

- погремушка – 5000 Гц (высокая) [24].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: