Основные понятия темы [31]:
1. Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- качественные нарушения способности к общению;
- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Возможности социализации лип с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:
- тяжесть, глубина аутистических расстройств;
- ранняя диагностика;
- возможно более раннее начало специализированной коррекции, её комплексный медико-психолого-педагогический характер;
- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, её последовательность, достаточный объём;
- единство усилий специалистов и семьи.
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться но программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного вида, и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22 -23 % адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2 - 3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.
Говорить о социальной нише, занимаемой липами с аутизмом, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития чётких границ этого понятия для РДА установить невозможно. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно снимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов, почтальонами и т.д. Общим является то, что если аутичный ребёнок обучен чему-либо, то в силу своей приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает творческого подхода к делу. Работать плохо аутист не может.
|
В США и странах Западной Европы людей с тяжёлыми формами аутизма обучают различным непрестижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма [31].
Образование детей со сложными нарушениями развития
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и нарушений ОДА; сочетание умственной отсталости и слабовидение и т.п.
Тема 4. Современные приоритеты в развитии системы специального образования
Таблица 5
Понятие «интеграция»
ИНТЕГРАЦИЯ («соединение») | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием) | СОЦИАЛЬНАЯ (социализация, включение в общество) | |
Интернальная (интеграция внутри системы специального образования) | Экстернальная (взаимодействие специального и массового образования) | |
|
Языковая политика
Происходит отказ от терминов, носящих уничижительный характер, указывающих на функциональные недостатки людей.
ИНВАЛИД (в переводе с испанского – «не имеющий ценности»);
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (указывает на ненормальность).
Отмечается введение и пропаганда новой лексики.
Используются термины:
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ,
ДЕТИ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ,
ДЕТИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ,
ДЕТИ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ,
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЕТИ С ОГРНАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗДОРОВЬЕ,
ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В ЗДОРОВЬЕ.
Отечественная концепция интегрированного обучения (принципы):
- интеграция через раннюю коррекцию;
- интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
- интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения [22; 23].
Таблица 6 Показатели интегрированного обучения
Внутренние показатели (уровень психофизического и речевого развития ребёнка) | Внешние показатели (система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребёнка) |
Уровень психофизического и речевого развития ребёнка соответствует норме или близок к нему. Возможность овладения образовательным стандартом (в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки). Психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению. | Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребёнка совместно с нормально развивающимися сверстниками (стремление помогать ребёнку в процессе обучения). Наличие возможности оказывать квалифицированную коррекционную помощь интегрированному ребёнку. Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения. |
|
Схема 3 Модели интегрированного обучения (по Н.Д. Шматко)
![]() | |||||
|
|
Таблица 7 Различия в реализации интегрированного (инклюзивного)
обучения в Западной Европе и России (по Н.Н. Малофееву)
Показатели | Западная Европа | Россия |
1.Вхождение в интегративный период | На основе установившихся демократических реформ и во время экономического подъёма. | В ситуации начала становления демократических норм, глубочайшего экономического кризиса. |
2.Обсуждение проблем спец. обучения и интеграции (инклюзии) | Действуют жесткие законодательные положения, регулирующие процесс инклюзии. | Интеграция не имеет законодательной базы. |
3.Традиции благотворительности | Есть широкая сеть негосударственных спец. учреждений. Есть финансовые льготы для филантропов. Действует система формирования общественного мнения через СМИ. | Традиции прерваны в 1917 г. Есть слабое общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством. СМИ только «открыли» для себя проблемы детей с нарушениями в развитии. |
4.Возникноверние идей интеграции | В 70-ые г.г. ХХ в. в контексте противостояния всем видам дискриминации человека (по расовому, половому, политическому, религиозному и др. признакам). | Декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоёв и социальных групп населения, национальных конфликтов. |
Приоритетные задачи развития системы специального образования на современном этапе:
- поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;
- целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребёнка с отклонениями в развитии.
- определить систему показаний для интеграции ребёнка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;
- охват системой специального образования всех нуждающихся детей (в том числе детей с грубыми и комплексными нарушениями в развитии);
- оказание помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии;
- создание государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, начиная с первых месяцев жизни;
- техническая поддержка образовательного процесса (внедрение компьютерных технологий в специальное образование) [18; 19; 21; 33].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб: Образование, 1996. - С. 81-84.
Безруких М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. - 1990. - № 10. - С. 11-16.
Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - М.: ИЦКПС, 2000. – 115 с.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.: (Золотые страницы сурдопедагогики).
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Лифанова, Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом) // Дефектология.- 1996.- № 6. - С. 44-51.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии //Сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996. - С. 105-112.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребёнок с особыми образовательными потребностями. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 5 / 2002. Тема номера: специальная психология и педагогика. К вопросу терминологии. Адрес в интернет: http: // www.ise.iip.net / almanah / 5/ index.htm
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. А Кизима, Е. Есикова // Научно-методический журнал «Директор школы». - №. 3. – 2008. – С. 68-74.
История Института коррекционной педагогики РАО. Н.Н. Малофеев // Новости образования. – 15-16 (48)/2003. – С. 6-7, 19.
Кесарев Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С. 31-39.
Колков В.В., Ким Е.Н. Интеграция и проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство: роль неправительственных организаций // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.126 - 140.
Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции // Дефектология. - 2008. №6. – С. 71-78.
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //Дефектология. - 1994. - № 5. – с. 3 - 9.
Куль Э. Экстернальная интеграция: взаимодействие между массовым и специальным образованием // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С.57-67.
Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. - 1992. - № 12. - С. 59-61.
Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. – №12. - С. 3-12.
Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. - 1997. - № 4 – С. 3-15.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2009 – 319 с.
Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. // Дефектология. - 2009. – № 1. – С. 5-19.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.47-56.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Никитина М.И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.105-107.
Новичкова И.В. Состояние и перспективы развития помощи детям с нарушением зрения// Интегративные тенденции современного специального образования. – М.: Полиграф сервис, 2003 – С. 260 – 265.
Ольсен Хильдегунн «Включенное» образование – стратегия для достижения образования для всех // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 24-30.
Пер Ч Гюнваль От «школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология. – 2006. – № 2. - С. 73-78.
Первова И.Л. Международная концепция включенного обучения // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 68-72.
Смолин О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения // Дефектология. - № 4. – 2007. – С. 77-86.
Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
Шипицына Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С. 19-31.
Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 56-61.
Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология. – 1999. -№ 2. – С. 49-56.
Зачётное задание