1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ.
В соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти. Главы субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы) и
парламенты являются выборными. Органы исполнительной власти —
правительства обычно формируются главами субъектов РФ по согласованию с полномочными Представителями Президента в федеральных округах
(всего их семь).
Поскольку суды и прокуратура являются правоохранительными
органами, они осуществляют свою деятельность только на основании
закона и в соответствии с ним. Нарушение требований закона,
допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может
оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную,
административную или уголовную ответственность.
К правоохранительным органам относятся:
1) судебная система (федеральные, конституционные (уставные)
суды и мировые судьи субъектов РФ);
2) органы обеспечения охраны порядка и безопасности:
— органы внутренних дел;
— органы обеспечения безопасности;
— органы налоговой службы и налоговой полиции;
— таможенные органы;
— органы юстиции;
— органы предварительного расследования;
3) прокуратура;
4) органы по правовому обеспечению и правовой помощи:
— нотариат;
—- адвокатура;
5) негосударственные организации обеспечения правоохраны:
— частные детективные и охранные службы.
Достаточно новым для российского судопроизводства является
|
институт присяжных заседателей. Процедура формирования коллегии этих заседателей осуществляется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных. Для образования коллегии председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в
билете фамилию присяжного заседателя. Первые двенадцать, отобранные
путем жеребьевки, присяжных заседателей считаются комплектными,
а два последних — запасными. По завершении образования
коллегии председательствующий предлагает двенадцати комплектным
присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим. Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания, могут быть до вынесения вердикта включены в состав комплектных присяжных заседателей в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании. Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик,
подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей
|
к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого
дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом
может оказаться не способным вынести объективный вердикт.
Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания
мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится
мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным,
председательствующий распускает коллегию присяжных
заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных.
Возможны ли суды, полностью независимые от властей (центральных
и местных)? В принципе возможны. Однако до сих пор
иногда ощущается некоторая зависимость судей от соответствующих
органов, в основном исполнительной власти, ибо судьи, увы, сталкиваются с теми же проблемами (решение которых во многом
зависит от властей), что и обычные граждане: нежеланием потерять
хорошо оплачиваемую работу, стремлением улучшить свои жилищные
условия и т. д.
Смогут ли присяжные заседатели честно и смело работать в
нынешних криминальных условиях? Скорее всего, в условиях криминального беспредела не смогут, поскольку будут постоянно опасаться,
а возможно, и подвергаться давлению уверенных в своей безнаказанности криминальных элементов. Независимость присяжных заседателей может быть обеспечена только в правовом государстве, снизившем уровень преступности до удовлетворительной отметки.