Тема Исполнительная и судебная власть




1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ.

В соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти. Главы субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы) и

парламенты являются выборными. Органы исполнительной власти —

правительства обычно формируются главами субъектов РФ по согласованию с полномочными Представителями Президента в федеральных округах

(всего их семь).

Поскольку суды и прокуратура являются правоохранительными

органами, они осуществляют свою деятельность только на основании

закона и в соответствии с ним. Нарушение требований закона,

допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может

оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную,

административную или уголовную ответственность.

К правоохранительным органам относятся:

1) судебная система (федеральные, конституционные (уставные)

суды и мировые судьи субъектов РФ);

2) органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

— органы внутренних дел;

— органы обеспечения безопасности;

— органы налоговой службы и налоговой полиции;

— таможенные органы;

— органы юстиции;

— органы предварительного расследования;

3) прокуратура;

4) органы по правовому обеспечению и правовой помощи:

— нотариат;

—- адвокатура;

5) негосударственные организации обеспечения правоохраны:

— частные детективные и охранные службы.

Достаточно новым для российского судопроизводства является

институт присяжных заседателей. Процедура формирования коллегии этих заседателей осуществляется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных. Для образования коллегии председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в

билете фамилию присяжного заседателя. Первые двенадцать, отобранные

путем жеребьевки, присяжных заседателей считаются комплектными,

а два последних — запасными. По завершении образования

коллегии председательствующий предлагает двенадцати комплектным

присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим. Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания, могут быть до вынесения вердикта включены в состав комплектных присяжных заседателей в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании. Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик,

подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей

к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого

дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом

может оказаться не способным вынести объективный вердикт.

Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания

мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится

мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным,

председательствующий распускает коллегию присяжных

заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных.

Возможны ли суды, полностью независимые от властей (центральных

и местных)? В принципе возможны. Однако до сих пор

иногда ощущается некоторая зависимость судей от соответствующих

органов, в основном исполнительной власти, ибо судьи, увы, сталкиваются с теми же проблемами (решение которых во многом

зависит от властей), что и обычные граждане: нежеланием потерять

хорошо оплачиваемую работу, стремлением улучшить свои жилищные

условия и т. д.

Смогут ли присяжные заседатели честно и смело работать в

нынешних криминальных условиях? Скорее всего, в условиях криминального беспредела не смогут, поскольку будут постоянно опасаться,

а возможно, и подвергаться давлению уверенных в своей безнаказанности криминальных элементов. Независимость присяжных заседателей может быть обеспечена только в правовом государстве, снизившем уровень преступности до удовлетворительной отметки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: