Московский государственный технический университет
Им. Н.Э.Баумана
Факультет
“Информатика и системы управления”
Кафедра
“Системы обработки информации и управления”
(ИУ – 5)
Дисциплина
“Архитектура АСОИУ”
Методические указания
для разработки модели “черный ящик”
(домашнее задание № 1)
Москва – 2013 г.
Оглавление
Стр.
1. Введение. 3
2. Методические рекомендации. 4
3. Оформление отчета. 6
4. Заключение. 7
5. Приложение 1. Оъекты для построения модели “черный ящик”. 8
6. Приложение 2. Форма отчета по домашнему заданию № 1. 12
7. Приложение 3. Пример отчета по домашнему заданию № 1. 14
Введение
1.1. Моделирование является мощным средством познания действительности и создания вещей, полезных для человека (предметов, объектов, систем). Наиболее доступной и наглядной является модель “черный ящик”, когда интересующий объект выделяется из реального или виртуального мира и внимание акцентируется на его взаимодействии с окружающей средой. Это взаимодействие проявляется двояко: с одной стороны, влияние на объект окружающей среды, с другой, - влияние объекта на окружающую среду.
1.2. Вопреки наглядности и доступности модели “черный ящик”, ее построение является не тривиальной задачей. Это следствие многообразия и разнообразия связей объекта с окружающей средой, которые не всегда очевидны и, как правило, скрыты наиболее существенные.
1.3. Принципиальная трудность заключается в том, что пограничная поверхность между объектом и средой является сплошной и выявить в непрерывном спектре взаимосвязей существенные воздействия окружающей среды на объект и объекта на среду бывает чрезвычайно трудно. Тем не менее, профессионально-логический анализ в конкретных обстоятельствах позволяет преодолеть многие трудности.
|
1.4. Целью выполнения домашнего задания является усвоение понятия модель “черный ящик ” и приобретение практических навыков ее построения.
Методические рекомендации
2.1. Из перечня Приложения 1 настоящих методических указаний выбрать объект моделирования, соответствующий порядковому номеру фамилии студента в списке группы.
2.2. Уяснить физический смысл объекта моделирования, включая:
- место объекта в реальном или виртуальном мире,
- назначение,
- принцип действия,
- применимость (способ использования),
- внешний облик (опираясь на личный опыт или справочно-энциклопедические сведения),
- очевидные и, по возможности, скрытые свойства,
- другие отличительные особенности объекта от окружающей среды.
2.3. Сформулировать цель Ц или цели Ц i, i = 1, 2, …, для достижения которых может быть использован объект.
2.4. Сформировать вектор Y = { y 1, y 2, … } выходов объекта, y i –выход, обеспечивающий достижение цели Ц i.. В общем случае для достижения цели Ц i может требоваться не один, а несколько выходов.
Каждый выход должен иметь ясный и однозначный физический смысл, не противоречащий физическому смыслу объекта моделирования.
2.5. Идентифицировать окружающую среду, т.е. выбрать в среде множество Э = {э 1, э 2, … } элементов, взаимосвязи с которыми могут быть существенными для объекта моделирования с точки зрения достижимости им сформулированных целей.
2.6. Множество Э разбить на три подмножества: подмножество Х = { х 1, х2, …, хj, …}, каждый элемент х j, j = 1, 2, …, J, которого продуцирует входное воздействие на объект; подмножество W ={ w 1, w 2, …, w m, …}, каждый элемент w m, m = 1, 2, …, M, которого продуцирует возмущающее воздействие на объект; подмножество U = { u 1, u2, … u n, …}, каждый элемент u n, n = 1, 2, …,N, которого продуцирует управляющее воздействие на объект. В общем случае каждый элемент из подмножеств X, W, U может продуцировать не один, а несколько входов.
|
Каждый вход должен иметь ясный и однозначный физический смысл, не противоречащий физическому смыслу объекта моделирования.
2.7. Построить графическую модель “черный ящик” для выбранного объекта моделирования.
2.8. Оформить отчет с результатами проделанной работы.
2.9. Искомая модель “черный ящик” не должна быть исчерпывающей и сложной с громоздкими формулировками многих входов и выходов, а также целей. Она должна быть правильной и демонстрировать не конечный абсолютный результат, а умение автора пользоваться методикой ее построения.
2.10. Индивидуальные разъяснения и пояснения по ходу выполнения домашнего задания осуществляются лектором по просьбе студента во взаимосогласованном порядке.
Оформление отчета
3.1. Результаты выполнения домашнего задания оформляются отчетом, форма которого приведена в Приложении 2 настоящих методических указаний.
3.2. Объем отчета не должен превышать двух страниц машинописного текста, выполненного на компьютере шрифтом № 14 с одинарным межстрочным интервалом. Для текста используется только одна лицевая сторона стандартного листа формата А4.
|
3.3. Отчет сдается на проверку преподавателю в течение 2-х недель, следующих после дня выдачи индивидуального задания.
3.4. Отчет с замечаниями преподавателя возвращаются студенту на третьей неделе.
3.5. Вторая редакция отчета совместно с первой сдается преподавателю на четвертой неделе для повторной проверки, по результатам которой осуществляется оценка проделанной работы по двухбалльной системе: зачтено – не зачтено.
3.6. Зачтённый отчёт возвращается студенту.
Заключение
4.1. Успешное выполнение домашнего задания № 1 является условием необходимым для получения итогового зачета по дисциплине “Архитектура АСОИУ” в зачетную сессию текущего семестра.
4.2. Степень ритмичности работы над домашним заданием является основанием для формирования текущего рейтинга успеваемости студента.
4.3. Отчет по домашнему заданию № 1 должен быть предъявлен преподавателю в конце семестра при получении итогового зачета по дисциплине “Архитектура АСОИУ”.
С пожеланиями успехов
В учёбе
Методические указания
разработал
доцент, к.т.н.
Шук В.П.
Приложение 1
Объекты для построения модели “черный ящик”
№№ п/п | Группа ИУ-21 | №№ п/п | Группа ИУ-22 |
1. | Сауна | 281. | Избиратель |
2. | Менталитет | 292.. | Полицейский |
3. | Теплица | 303. | Лодка |
4. | Водонагреватель | 314. | Друг |
5. | Родители | 325. | Кризис |
6. | Спортсмен | 336. | Шантаж |
7. | Душ | 347. | Школа |
8. | Электростанция | 358. | Партия |
9. | Мятеж | 369. | Культиватор |
10. | Противогаз | 3710. | Факс |
11. | Преступник | 3811. | Коррупция |
12. | Велосипед | 3912. | Масонство |
13. | Провокация | 4013. | Кандидат |
14. | Водопровод | 4114. | Больница |
15. | Теплоцентраль | 4215. | Домкрат |
16. | АЗС | 4316. | Река |
17. | Озеро | 4417. | Оранжерея |
18. | Танк | 4518. | Пылесос |
19. | Кондиционер | 4619. | Агрессин я |
20. | Графопостроитель | 4720. | Парашют |
21. | СВЧ печь | 4821. | Электричка |
22. | Электросчётчик | 4922. | Парламент |
23. | Агитация | 5023. | Лебёдка |
24. | Враг | 5124. | Рыбак |
25. | Чиновник | 5225. | Прогноз |
26. | Мигрант | 5326. | Водосчётчик |
27. | Зоопарк | 5427. | Мафия |
№№ п/п | Группа ИУ-23 | №№ п/п | Группа ИУ-24 |
551. | Дерево | 821. | Экскаватор |
562. | Компьютер | 832. | Рояль |
573. | Заговор | 843. | Вертолёт |
584. | Принтер | 854. | Фашизм |
595. | Теракт | 865. | Самолёт |
606. | Розетка электрическая | 87.6. | Поезд |
617. | Эмиграция | 887. | Ножницы |
628. | Лошадь | 898. | Кресло |
639. | Телефон | 909. | Театр |
6410. | Человек | 9110. | Бассейн |
6511. | Звонок | 9211. | Протест |
6612. | Выборы | 9312. | Рюкзак |
6713. | Хищник | 9413. | Университет |
6814. | Храм | 9514. | Сканер |
6915. | Ружьё | 9615. | Коттедж |
7016. | Замок | 9716. | Паром |
7117. | Динамик | 9817. | Антенна |
7218. | Робот | 9918. | Автопилот |
7319. | Коррупция | 10019. | Спутник |
7420. | Кофемолка | 10120. | Ракета |
7521. | Зажигалка | 10221. | Автомат |
7622. | Митинг | 10322. | Репрессия |
7723. | Фонарь | 10423. | Подъёмный кран |
7824. | Проект | 10524. | Операционная система |
7925. | Дискуссия | 10625. | Президент |
8026. | Вокзал | 10726. | Завод |
8127. | Троллейбус | 10827 | Штанга |
№№ п/п | Группа ИУ-41 | №№ п/п | Группа ИУ-41 |
1091. | Мотоцикл | 11911. | Компрессор |
1102. | Контейнер | 12012. | Сварочный аппарат |
1113. | Ксерокс | 12113. | Тоннель |
1124. | Детский сад | 12214. | Опера |
1135. | Лампа настольная | 12315. | Фокус |
1146. | Локомотив | 12416. | Питомник |
1157. | Пылесос | 12517. | Писатель |
1168. | Эвакуатор | 12618.. | Распад |
1179. | катер | 12719. | Акция |
11810. | Школа | 12820. | Оккупация |
Приложение 2
Форма отчета по домашнему заданию № 1
Группа:
Студент:
Отчет
по домашнему заданию № 1
по дисциплине “Архитектура АСОИУ”
1. Объект моделирования: …
2. Физический смысл объекта моделирования: …
3. Цели объекта моделирования: …
4. Выходной вектор Y: …
5. Идентификация окружающей среды:
7. Входной вектор X: …
8. Вектор возмущающих воздействий W: …
9. Вектор управляющих воздействий U: …
10. Графический вид искомой модели: …
Подпись:
Дата:
Приложение 3
“При изучении наук примеры
не менее поучительны,чем правила”. Исаак Ньютон
Пример отчета
по домашнему заданию №1
Группа:
Студент:
Отчет
по домашнему заданию № 1
по дисциплине “Архитектура АСОИУ”
1. Объект моделирования: модель “черный ящик”
2. Физический смысл объекта моделирования
Модель “черный ящик” – форма мышления человека (студента), в котором отражены предметы и явления реального или виртуального мира в их существенных признаках и отношениях.
Модель “черный ящик” представляет единицу знания, применимую в тех случаях, когда о внутреннем строении предмета или явления ничего или почти ничего не известно.
Очевидными свойствами модели “черный ящик” является ее наглядность, простота и сложность, обусловленная многообразием и скрытостью связей модели с окружающей средой.
3. Цели объекта моделирования
Целью Ц является приобретение и укрепление навыков построения модели “черный ящик”. Показателем степени достижения этой цели является оценка преподавателем проделанной работы по двухбалльной системе: зачтено – не зачтено.
Чтобы достичь цель Ц необходимо:
- подготовить отчет с результатами проделанной работы – подцель Ц1,
- понять, что “ ума требуется больше для того, чтобы передать свои мысли, чем для того, чтобы их иметь ” (Мудрец). Следовательно, нужно сосредоточиться интеллектуально, психически и эмоционально на озвучивании полученных результатов – подцель Ц 2,
- убедить преподавателя в глубине и прочности приобретенных навыков – подцель Ц 3.
4. Выходной вектор Y
Выходной вектор Y имеет три компоненты, соответствующие подцелям Ц 1, Ц 2, Ц 3:
- отчет с результатами выполненного домашнего задания y1,
- эмоционально-интеллектуальное состояние автора модели y2,
- план и тактика проведения защиты качества выполненной работы y3.
В итоге:
Y = { y 1, y 2, y 3 }
4. Идентификация окружающей среды
Существенными факторами являются:
- автор модели (разработчик-студент) АМ,
- преподаватель ПР,
- методические указания МУ,
- конспект лекций ЛК,
- отвлекающие факторы (вечеринки, театры, дискотеки и т.п.) ОФ,
- негативные факторы (болезнь, чрезвычайное происшествие и т.п.) НФ.
Перечисленные факторы продуцируют взаимосвязи, направленные от окружающей среды к объекту моделирования.
5. Входной вектор Х
Компонентами входного вектора Х являются следующие элементы:
- теоретические знания АМ – х 1,
- волевые усилия АМ – х 2,
- методические рекомендации из МУ – х 3,
- определение понятия модель “черный ящик” с комментариями из ЛК – х 4,
В итоге:
Х = { х 1, х 2, х 3, х 4}
6. Вектор возмущающих воздействий W
Компонентами вектора возмущающих воздействий W являются следующие элементы, обусловленные ОФ:
- развлекательные занятия - w 1,
- содержательное хобби - w 2.
В итоге:
W = { w 1, w 2}
7. Вектор управляющих воздействий U
Компонентами вектора управляющих воздействий U являются следующие элементы, обусловленные фактором ПР:
- замечания ПР – u,
- требования ПР – u 2.
В итоге:
U ={ u 1, u 2}
8. Искомая модель:
Ц1 |
x1
Ц |
Ц2 |
Модель “черный ящик” |
x3
x4
Ц3 |
u1 u2
Подпись
Дата