1.1. Понятие подотрасли налогового права и его место в системе финансового права.
Налоговое право в качестве подотрасли финансового права начинает формироваться с конца 20 века, в связи с законодательным установлением в Российской Федерации системы налогообложения нового типа. В 1991 году был принят и введен в действие с 1 января 1992 года целый ряд законов, установивших основы системы налогообложения, систему налогов в государстве и правовое положение специальных органов государственной власти, осуществляющих исполнительную власть в сфере налогообложения – Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Подотрасль налогового права включает всю совокупность юридических норм, осуществляющих правовое регулирование в сфере налогообложения. В науке налогового права существует мнение о выделении самостоятельной отрасли налогового права. Однако основные признаки налогового права свидетельствуют о том, что оно является составной частью отрасли финансового права. Это обусловлено целым рядом объективных причин.
Во-первых, общественные отношения, урегулированные нормами налогового права складываются в одной из сфер регулирования финансового права. Это отношения, связанные с образованием государственных и местных финансов, то есть с аккумулированием доходов в доходную часть бюджетов – федерального, субъектов федерации и местных бюджетов.
Во-вторых, эти отношения носят публичный характер, так как основным субъектом налогово-правовых отношений всегда является государство.
Поэтому эти отношения следует рассматривать как разновидность финансовых отношений.
В-третьих, нормам налогового права присущи те же характеристики, что и нормам финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие признаки:
|
1) норма устанавливается государством, а поэтому ее исполнение обеспечивается его принудительной силой;
2) норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
3) норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
4) норма всегда выражена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственном органом или органом местного самоуправления.
Финансово-правовые нормы это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования денежных фондов государства и муниципальных образований.
Как и в целом отрасль финансового права, налоговое право выполняет важную социальную, экономическую и политическую роль.
Нормами налогового права устанавливаются и вводятся налоги, определяется структура налогов, порядок уплаты налогов налогоплательщиками, их ответственность за неуплату налогов, а также порядок осуществления налогового контроля, система налоговых органов и их полномочия. Это достаточно широкая сфера правового регулирования круга общественных отношений, выделяющихся особыми, только им присущими характеристиками. В то же время эти общественные отношения составляют часть предмета отрасли финансового права.
При этом социальная роль налогового права выражается в регулировании взимания налогов как основного источника образования бюджетных средств и финансирования социальных расходов государства и муниципалитетов. Экономическая роль налогового права заключается в урегулировании его нормами стабильности развития макро- и микроэкономических процессов путем введения преференций для одних налогоплательщиков и установления более высоких ставок налогов для других. Политическая роль налогового права проявляется через установление его нормами государственной налоговой политики, выражающей интересы господствующей элиты.
|
Таким образом, налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и введения налогов (сборов) расчета и внесения налоговых платежей в бюджеты различных уровней, а также контроля за исполнением норм налогового законодательства.
Подотрасль налогового права, являясь составной частью финансового права, формируется и действует на основе общеправовых идей, на которых строится вся финансовая деятельность государства. Наиболее важными принципами налогового права являются следующие:
1. Принцип разделения властей. Заключается в распределении полномочий между представительными, исполнительными и судебными органами власти в налоговой сфере. Представительные органы власти устанавливают правовые основы налоговой системы государства, устанавливают и вводят различные виды налогов. При этом виды федеральных, региональных и местных налогов устанавливаются только Федеральным Собранием РФ. Исполнительные органы власти осуществляют контроль за исчислением и внесением налоговых платежей в бюджет. Эту функцию исполняют налоговые органы, а в отдельных случаях таможенные органы. Арбитражные суды и суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают по существу споры между налогоплательщиками и приравненными к ним лицами и налоговыми органами. Каждая ветвь власти осуществляет свои полномочия независимо от других ветвей власти.
|
2. Принцип федерализма. Проявляется в сочетании федеральных и региональных интересов в сфере налогообложения. В соответствии со ст.ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ в сфере налогообложения к ведению Российской Федерации относится установление федеральных налогов и сборов, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения, а вне пределов ведения Российской Федерации ее субъекты обладают всей полнотой власти.
3. Единство налоговой политики. Этот принцип вытекает из принципа федерализма. Распределение полномочий в сфере налогообложения между Российской Федерацией и ее субъектами не должно проявляться в их независимой налоговой политике. Это определяется конституционным принципом, закрепленным в ст. 8 Конституции РФ, установившим единство экономического пространства в государстве и свободное перемещение финансовых средств, каковыми и являются налоговые платежи.
4. Равноправие субъектов Российской Федерации. Этот принципустанавливает равенство регионов по доле налоговых платежей, направляемых в федеральный бюджет.
5. Налоговый суверенитет. Устанавливается ст.ст. 3 и 12 Налогового кодекса РФ и определяет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги, соответственно, региональными законами и актами представительных органов местного самоуправления.
Принципы налогового права характеризуют основы формирования как системы налогообложения, так и налоговой системы государства в целом.
1.2. Особенности предмета и метода правового регулирования.
Подотрасль налогового права отличается от иных подотраслей и институтов финансового права рядом особенностей своего предмета регулирования.
1. Предмет регулирования подотрасли налогового права не существует в виде общих общественных отношений. То есть эти отношения возникают не иначе, как только в процессе реализации норм налогового права. Они порождаются лишь по воле государства, обличенной в норму налогового права.
2. Поэтому предмет регулирования в налоговом праве возникает одновременно с возникновением налогового правоотношения.
3. Одной из сторон в возникшем общественном отношении всегда является государство в лице уполномоченного органа власти, должностного лица органа власти, или иного уполномоченного нормой налогового права лица. В связи с чем, предмет регулирования подотрасли налогового права относится к публичной сфере правового регулирования.
Метод правового регулирования в налоговом праве характеризуется более властным, чем в иных подотраслях и институтах финансового права, воздействием норм права на возникающие общественные отношения. Это обусловлено тем, что они связаны с формированием финансовой основы существования государства – его бюджетом. Как правило, это императивный, государственно-властный метод правового регулирования общественных отношений. В то же время, в отдельных случаях возможно использование метода согласования между участниками складывающегося правоотношения. Например, это проявляется при заключении договора между налогоплательщиком и соответствующим налоговым органом о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
1.3. Источники налогового права.
Источники налогового права – это различные формы выражения налоговых норм. Это законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления в установленной форме и в пределах их полномочий, установленных государством. Система источников налогового права определяется принципом налогового суверенитета.
1. Основным источником налогового права является Конституция РФ. В ст. 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является основополагающей при формировании норм налогового права. В регионах, соответственно, источниками налогового права являются конституции республик, уставы иных субъектов федерации, уставы муниципальных образований, так как на их основе принимаются законы регионов и решения муниципалитетов о региональных и местных налогах.
2. Вторым по значимости является Налоговый кодекс РФ, в котором размещены в определенном систематизированном порядке почти все нормы налогового права. Первая часть Налогового кодекса РФ принята 31 июля 1998 года и введена в действие с 1 января 1999 года. Она составляет общую часть кодекса и ее нормы применяются при реализации норм, заключенных в каждой главе второй части Налогового кодекса РФ. Вторая часть Налогового кодекса РФ составляет его особенную часть. Она принимается и вводится по главам с 5 августа 2000 года, каждая из которых соответствует конкретному налогу (сбору) или особому правовому режиму. Налоговым кодексом РФ устанавливаются не только основы системы налогообложения, но и всей налоговой системы в целом. Впервые все общие вопросы налогообложения решены в едином нормативном акте.
3. Иные принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральные законы о налогах и сборах, а также законы о внесении изменений и дополнений в отдельные главы и статьи Налогового кодекса РФ.
4. Законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Решения представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
6. Нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ.
7. Нормативно-правовые акты государственных внебюджетных фондов.
8. Постановления и определения Конституционного Суда РФ.
9. Решения пленумов Верховного Суда РФ.
10. Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения.
11. Международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
12. Международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения.
13. Решения международных судов о толковании международных соглашений.
14. Решения Европейского Суда по конкретным делам.