Задачи изучения дисциплины




ВВЕДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Направление подготовки: 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Форма обучения: очно-заочная

Квалификация: бакалавр

Тип образовательной программы: прикладной бакалавриат

 

Карачев 2019


Автор к.т.н., доцент Марков В.В. __________

Рецензент к.т.н., доцент Углова Н.В. __________

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №1000 по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры индустрии электросоединителей, пресс-форм и штампов,

протокол № ___ от «____ » ___________ _______ г.

Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Марков В.В. ___________________________

 

Рабочая программа согласована с кафедрой индустрии электросоединителей, пресс-форм и штампов, за которой закреплено направление подготовки

Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Марков В.В. ___________________________

 

Рабочая программа утверждена на заседании УМС

Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева,

протокол № ___ от «____ » ___________ ________ г.

Председатель НМС, к.т.н. Козичева М.А. ____________________________________



Содержание

 

1 Цели и задачи освоения дисциплины ……………………………….………  
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………  
3 Планируемые результаты обучения по дисциплине ……………………….  
4 Структура дисциплины и распределение её трудоёмкости ……………….  
5 Содержание дисциплины …………………………………………………….  
6 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …...  
7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………….  
8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………...  
8.1 Основная литература ……………………………………………………..  
8.2 Дополнительная литература ……………………………………………...  
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………………  
10 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине ……………  
11 Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………  

 

 


1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель дисциплины

Целью дисциплины «Введение в инженерную деятельность» является развитие понимания значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности; способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций; способность целенаправленно применять базовые знания в области математических, естественнонаучных, и экономических наук в профессиональной деятельности; способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умеет контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий.

Задачи изучения дисциплины

Основными задачами дисциплины являются:

- научить студентов выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов, знать прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения;

- привить способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки.

 

 

2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Введение в инженерную деятельность» относится к общим дисциплинам вариативной части блока Б1 «Дисциплины», изучается в 1 семестре.

Дисциплина «Введение в направление профессиональной деятельности» базируется на дисциплинах «История», «Математика», «Физика».

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Введение в направление профессиональной деятельности» являются в свою очередь базовыми для многих дисциплин данного направления подготовки и могут быть использованы в таких предметах как «Технологическое предпринимательство», «Основы технологии машиностроения», «Организация и управление машиностроительным производством», «Проектирование машиностроительного производства», «Система организации проектирования технологических комплексов», «CALS- технологии в машиностроении», «Информационное обеспечение жизненного цикла изделия» и других, где требуется знание прогрессивных методов проектирования объектов машиностроения и эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения; способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки, при подготовке к учебной практике (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), а также в последующей профессиональной деятельности.

 

 

3 Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам
ОК-5 способность к самоорганизации и самообразованию Знать сущность квалификаций «Бакалавр», «Специалист», «Магистр», принципы открытого европейского образования; правовую и нормативную основу выбранного направления подготовки; нормативную основу выбранной профессиональной деятельности; особенности квалификаций «Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр»; содержание компетенций, приобретаемых в процессе обучения по выбранному направлению подготовки; структуру учебного плана направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»; историю развития машиностроения.
Уметь сопоставлять требования ФГОС ВО и профессионального стандарта с содержанием дисциплин учебного плана направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»; ориентироваться в компетенциях ФГОС ВО, обобщённых профессиональных функций и профессиональных функций профессионального стандарта; анализировать мировоззренческие позиции в сфере научно-технических проблем.
Владеть навыками развития собственных компетенций.
ОПК-2 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать методику разработки документации по установленным формам.
Уметь разрабатывать документацию по установленным формам.
Владеть методикой разработки документации по установленным формам.
ПК-1 способность применять способы рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах, выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления их изделий, способы реализации основных технологических процессов, аналитические и численные методы при разработке их математических моделей, а также современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий Знать методику рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах; критерии выбора основных и вспомогательных материалов для изготовления изделий.
Уметь применять методику рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах; выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления изделий.
Владеть методикой рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах.
ПК-10 способность к пополнению знаний за счет научно-технической информации отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, автоматизации и реорганизации машиностроительных производств Знать методы сбора информации и её обработки, систематизации и обобщения.
Уметь анализировать информацию для использования в профессиональной деятельности.
Владеть механизмами сбора, обобщения, анализа и систематизации полученной информации для использования в профессиональной деятельности.
ПК-16 способность осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации Знать основные закономерности, действующие в процессе изготовления заготовок и деталей машин; типовые технологические процессы производства и изготовления деталей машин; методы достижения заданной точности при производстве изделий машиностроения, основные закономерности построения технологических процессов; основные факторы технологического процесса.
Уметь использовать основные закономерности действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда.
Владеть навыками разработки технологических процессов и операций; навыками выбора основных и вспомогательных материалов для изготовления изделий машиностроения, принципами выбора способов реализации основных технологических процессов машиностроительного производства.
           

 

 

4 Структура дисциплины и распределение её трудоёмкости

 

Таблица 2 – Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

Вид учебной работы   Всего За 1 семестр
часов часов
1 Контактная работа при проведении учебных занятий, всего 16,4 16,4
Лекции (лек)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР) - -
Индивидуальные консультации при выполнении реферата 0,4 0,4
2 Самостоятельная работа (всего), в том числе 55,4 55,4
Самостоятельная работа при подготовке к экзамену - -
Самостоятельная работа при выполнении реферата (реф) 10(1) 10(1)
Прочие виды самостоятельной работы (подготовка к лекциям, лабораторным, практическим занятиям) 45,4 45,4
3 Контактная работа при проведении промежуточной аттестации, всего 0,2 0,2
Групповые консультации перед экзаменом - -
Сдача экзамена по дисциплине - -
Сдача зачёта по дисциплине 0,2 0,2
Общая трудоемкость дисциплины в часах:    
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах:    

5 Содержание дисциплины

 

Таблица 3 – Технологическая карта учебной дисциплины

Вид и № занятия Тема занятия Контактная работа, час. Самостоятельная работа, час. Всего, час.
         
Семестр №1
Раздел №1 «Квалификационная характеристика выпускника»    
лек №1 Тема: «Правовая и нормативная основа выбранного направления подготовки». Изучаемые вопросы: Краткий экскурс в историю принятия Болонской декларации «О зоне открытого европейского образования». Сущность и характеристика квалификаций «Бакалавр», «Специалист», «Магистр». Правовая и нормативная основа выбранного направления подготовки: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО направления подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Нормативная основа выбранной профессиональной деятельности – профессиональный стандарт «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»). Вопросы для самостоятельного изучения: Основы научного познания и инженерного творчества. Понятие научного знания. Теоретические и эмпирические методы исследований. Моделирование как средство отражения свойств материальных объектов. Классификация методов моделирования. Мотивация творчества и методы генерирования идей. Задачи исследования и изучение состояния проблемы. Изучение состояния объекта знания или производства, определение ограниченности знаний или недостатков производства. Пути возможного решения теоретических задач. Конкретизация задачи, формулировка задачи. Источники информации о степени изученности проблемы. Поиск существующих аналогий и уточнение задачи прогнозирования. Прогнозирование результатов исследований, экономической и научной эффективности их использования.      
лек №2 Тема: «Структура и содержание образовательной программы выбранного направления подготовки». Изучаемые вопросы: Сущность понятия «Компетенция». Содержание компетенций, приобретаемых в процессе обучения. Структура учебного плана направления подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Краткая характеристика изучаемых дисциплин. Вопросы для самостоятельного изучения: Сущность понятия «Основная образовательная программа». Анализ видов профессиональной деятельности выпускника. Характеристика приобретаемых общекультурных и профессиональных компетенций. Сопоставление компетенций ФГОС, трудовых функций профессионального стандарта и дисциплин.      
лек №3 Тема: «История развития машиностроения». Изучаемые вопросы: Взаимосвязь истории развития машиностроения с общей историей человечества. Основные этапы исторического развития машиностроения. История развития машиностроения в России. Роль машиностроения в отечественной истории. Вопросы для самостоятельного изучения: Развитие отечественного машиностроения в XX веке. Вклад машиностроения в победу в Великой Отечественной войне. Современные задачи, стоящие перед отечественным машиностроением. Приоритетные и критические технологии отечественного машиностроения.      
ПЗ №1 Тема: «Правила оформления научного отчёта, доклада, тезисов доклада, статьи в научный журнал».      
ПЗ №2 Тема: «Сопоставление требований ФГОС ВО направления подготовки бакалавров 15.03.05 с требованиями профессионального стандарта «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»).».      
ПЗ №3 Тема: «Характеристика компетенций ФГОС ВО, приобретаемых в процессе обучения по направлению подготовки 15.03.05».      
Итого по разделу:      
Раздел №2 «Основы машиностроительного производства»    
лек №4 Тема: «Основные закономерности машиностроительного производства». Изучаемые вопросы: Основные закономерности, действующие в процессе изготовления заготовок и деталей машин. Типовые технологические процессы производства и изготовления деталей машин. Методы достижения заданной точности при производстве изделий машиностроения. Основные закономерности построения технологических процессов. Факторы технологического процесса. Вопросы для самостоятельного изучения: Характеристика типовых технологических процессов, применяемых на машиностроительных предприятиях региона. Характеристика областей специализации региональных предприятий.      
лек №5 Тема: «Методы формообразования деталей машин». Изучаемые вопросы: Методы формообразования деталей машин, применяемая оснастка и инструмент. Области применения методов формообразования. Физические и кинематические особенности резания металлов. Способы обработки металлов резанием. Оборудование, режущий инструмент, режимы обработки. Качество обработанных поверхностей. Электрофизические и электрохимические методы обработки. Обработка металлов поверхностным пластическим деформированием. Особенности формообразования при изготовлении деталей из неметаллических материалов. Понятие технологической дисциплины; методы контроля технологической дисциплины. Организация экспериментальных исследований в машиностроении. Вопросы для самостоятельного изучения: Особенности формообразования при изготовлении деталей из неметаллических материалов: полимеров, стекла, керамических материалов, технических камней и композиционных материалов.      
ПЗ №4 Тема: «Анализ типовых технологических процессов производства деталей пресс-форм и штампов».      
ПЗ №5 Тема: «Анализ типовых технологических процессов обработки деталей резанием».      
ПЗ №6 Тема: «Анализ типовых технологических процессов обработки деталей пластическим деформированием».      
ПЗ №7 Тема: «Анализ типовых технологических процессов сборки пресс-форм и штампов».      
Итого по разделу:      
Промежуточная аттестация: зачёт - - -
Итого по семестру:      
Итого по дисциплине:      

 


6 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Введение в направление профессиональной деятельности» включает перечень учебно-методических указаний, стендов и дидактических материалов, используемых при её изучении.

Перечень учебно-методических материалов:

1) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Методические указания по проведению практических занятий / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 28 с.;

2) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Методические указания по самостоятельной работе студентов / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 24 с.;

3) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Фонд оценочных средств / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 24 с.

Перечень наглядных стендов, макетов и дидактических материалов:

1) комплект наглядных стендов «Технология машиностроения»;

2) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»;

3) профессиональный стандарт «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»).

 

 

7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

В рамках освоения учебной дисциплины «Основы научных исследований и планирование эксперимента» предусмотрен текущий и промежуточный контроль успеваемости студентов.

Текущий контроль успеваемости проводится в процессе освоения дисциплины и включает в себя (таблица 2):

1) проверку полноты и своевременности изучения вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

2) сдачу практических работ, выданных для выполнения на аудиторных практических занятиях;

3) тест, выдаваемый при проведении модульного контроля;

4) коллоквиум по результатам тест-контроля успеваемости.

Промежуточный контроль успеваемости организован в форме зачёта по дисциплине.

Примеры вопросов к зачёту.

1 Основные направления развития технологии машиностроения.

2 Понятия о производственном и технологическом процессах. Основные определения. Станочная операция, её составляющие.

3 Требования к технологической подготовке производства на основе ЕСТПП.

4 Правила разработки технологических процессов.

5 Типы производства и их характеристики.

6 Факторы, влияющие на точность обработки. Факторы, определяющие точность обработки.

7 Понятие об экономической и достижимой точности.

8 Типовые технологические процессы обработки деталей.

9 Типовые технологические процессы обработки сборки.

10 Качество поверхности. Основные понятия и определения.

 

 

8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

8.1 Основная литература

1 Схиртладзе, А.Г. Технологические процессы в машиностроении [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Схиртладзе. – М.: Высшая школа, 2007. – 640 с.

2 Черепахин, А.А. Технология конструкционных материалов. Обработка резанием [Текст]: Учебное пособие для вузов /А.А. Черепахин, В.А. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 286 с.

3 Тарапанов, А.С. Введение в специальности «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки и инструменты» [Текст]: Учебное пособие / А.С. Тарапанов. – М.: Машиностроение, 2009. – 207 с.

4 Марков, В.В. Расчёт режимов резания. Курсовое и дипломное проектирование по технологии машиностроения [Тест]: Учебное пособие / В.В. Марков, А.В. Сметанников, П.И. Кискеев, Л.И. Лебедева, Д.А. Ветчинников. – Орёл: ОрелГТУ, 2010. – 120 с.

 

8.2 Дополнительная литература

5 Данилевский, В.В. Технология машиностроения [Текст]: Учебник / В.В. Данилевский. – М.: Высшая школа, 1999. – 421 с.

6 Колесов, И.М. Основы технологии машиностроения [Текст]: Учебник / И.М. Колесов. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.

7 Егоров, М.Е. Технология машиностроения [Текст]: Учебник / М.Е. Егоров. – М.: Высшая школа, 1999. – 256 с.

8 Афонькин, М.Г. Производство заготовок в машиностроении [Текст] / М.Г. Афонькин, В.Б. Звягин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2007. – 360 с.

9 Ящерицын, П.И. Основы технологии механической обработки и сборки в машиностроении / П.И. Ящерицын. – М.: «Высшая школа»,1974. – 607 с.

10 Справочник технолога-машиностроителя [Текст]. – В 2-х т. / Под. ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – М.: Машиностроение, 2001.

11 Технологичность конструкции изделия [Текст]: Справочник / Под ред. Ю.Д. Амирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990. – 768 с.

 

 

9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

Перечень Интернет-ресурсов:

1) федеральный образовательный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» / Режим доступа: https://window.edu.ru/;

2) федеральный образовательный портал «Российское образование» / Режим доступа: https://www.edu.ru;

3) сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» / Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/;

4) федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки Российской Федерации / Режим доступа: https://fcior.edu.ru/;

5) федеральный образовательный портал научно-технической информации / Режим доступа: https://www.standard.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: