РЕФЕРАТ
ПО СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕМУ:
«Власть и лидерство. Их сущность и роль в управлении»
Выполнила: студентка 4 курса
очного отделения 403 группы
Макрякова О.В.
Проверил руководитель:
Прокопенко С.В.
Южно-Сахалинск
2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………….
1.Понимание сущности лидерства……………………………………
2.Типы и стили лидерства…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Введение
Управление тесно взаимосвязано с лидерством. Суть их взаимодействия заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. Способность быть лидерством является одним из условий того, чтобы стать хорошим руководителем.
Под лидерством понимают соотносительно положение (статус определенной личности в группе, более обширной общности (партия, нация, страна и т.п.) или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающегося его лиц оказывать решающее влияние
на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах, союзах, социальных движениях.
Таким образом, лидерство выступает как разновидность власти, как своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать руководящее влияние на других людей и принимать решения, которым подчиняются члены группы или их большинство.
Понимание сущности лидерства
Тип и роль лидерства обусловлены несколькими факторами, из которых наиболее важными, определяющими, являются следующие:
1) социально-экономическая и политическая сущность данного общества;
2) характер и содержание деятельности группы: группа политическая, предпринимательская, исследовательская, спортивная, преступная или какая-либо иная;
|
3) конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность;
4) структура определенной личности - перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими.
Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач.
Лидером определенная личность становится вследствие:
1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства;
2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;
3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.
Большое значение имеет определение основных функций лидерства. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения: уровня профессиональных знаний; умения завоевывать авторитет; наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий; умения руководить и убеждать следующих за лидером людей; способности претворять в жизнь принятые решения.
|
Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим:
1) Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.
2) Доведение до подчиненных своего понимания ситуации.
3) Выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения.
4) Определение направления и программы деятельности данной группы или организации.
5) Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.
6) Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.
7) Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности.
8) Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций.
9) Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений.
10) Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели.
|
11) Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.
12) Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной.
Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы:
1) Одаренность
2) Стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта
3) Высокий профессионализм
4) Активность
5) Инициативность
6) Надежность
7) Впечатляющая внешность
8) Высокая степень уверенности в себе
9) Способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения
10) Умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели
Типы и стили лидерства
Обычно выделяют такие типы лидеров:
1) лидер-вдохновитель, предлагающий программу деятельности;
2) лидер-организатор;
3) лидер-генератор идей;
4) лидер-инициатор;
5) лидер-генератор эмоционального настроя, эмоционального притяжения людей;
6) лидер-умелец, оказывающий воздействие на других своими умениями, мастерством.
Оптимальным считается интегративный тип лидера, в котором сочетаются особенности двух или большего количества охарактеризованных здесь особенностей.
Классификация типов лидерства органически связана с выявлением стилей поведения лидеров в группе или общности. Дело в том, что эффективность лидерства определяется не только личностными качествами, но и в не меньшей степени - манерой поведения лидера по отношению к его подчиненным. Стиль лидерства, - это в контексте управления — привычная манера поведения лидера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы побуждать их к выполнению поставленных перед группой задач, к достижению стоящей перед ней цели.
При всех особенностях деятельности лидеров в различных общностях и в различных ситуациях выделяется три основных стиля лидера, которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтительным. Эти стили таковы:
Демократический — воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Инструкции в форме предложений. Товарищеский тон в отношениях с сослуживцами. Похвала и порицания -на основе советов с членами группы. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. За реализуемость предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. По основным вопросам группы принимаются общие решения. Власть покоится на доверни.
Авторитарный — предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. Инструкции и распоряжения в форме приказов. В отношениях с подчиненными - командная речь. Похвала и порицания осуществляются единолично. Распоряжения и запреты - в беспрекословном тоне. Позиция лидера - над группой. Мероприятия планируются заранее лидером, а группа должна их осуществлять. За реализуемость распоряжении отвечают уполномоченные на это люди. Все разделы работы осуществляются неукоснительно по распоряжению руководителя. Все основные вопросы деятельности группы решаются единолично лидером. Власть покоится на подчинении.
Попустительский — характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий. Инструкции и распоряжения - конвенциональны, могут изменяться по согласованию с группой или ее отдельными членами. Отношения с сослуживцами формально-безразличные, отсутствие делового сотрудничества. Отсутствие похвалы и порицаний. Запреты отсутствуют. Позиция лидера - незаметна, в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. За реализацию предложений не отвечает никто. Разделы работы складываются стихийно, исходя из интересов отдельных членов группы. Лидер не дает указаний, основные вопросы деятельности группы не выделяются.
Чтобы верно оценить ситуацию и внести в свою деятельность необходимые коррективы, лидер должен:
1) хорошо представлять способности и возможности подчиненных;
2) столь же хорошо знать свои собственные способности, возможности;
3) хорошо уяснить природу цели и задач, стоящих перед группой (организацией);
4)четко представлять потребности, интересы, и стремления, которыми руководствуются члены группы;
5) иметь точное представление о границах своих полномочий;
6) уметь оценивать, а если потребуется, - улучшать качество информации, на основе которой принимаются и осуществляются решения и планы действий. А это означает, что лидер должен быть всегда готовым, во-первых, к переоценке суждений, а если потребуется - планов действий; во-вторых, в случае необходимости, - к соответствующему изменению стиля своей собственной деятельности.
Заключение
Итак, лидер - это человек, который способен оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Власть и лидерство неразрывно связаны между собой. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства.
Успешность лидера в значительной степени зависит от согласованности индивидуального стиля с внешней и внутренней средой управления.
В работе выделены основные функции лидера и авторитетные навыки, которые помогают лидеру эффективно осуществлять определенные действия, достигать поставленные цели и задачи, управлять.
В своей эффективной деятельности лидер нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельность организации, группы, общности.