Понимание сущности лидерства




РЕФЕРАТ

ПО СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕМУ:

«Власть и лидерство. Их сущность и роль в управлении»

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

очного отделения 403 группы

Макрякова О.В.

Проверил руководитель:

Прокопенко С.В.

 

Южно-Сахалинск

2014

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………….

1.Понимание сущности лидерства……………………………………

2.Типы и стили лидерства…………………………………………….

Заключение……………………………………………………………


Введение

Управление тесно взаимосвязано с лидерством. Суть их взаимодействия заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. Способность быть лидерством является одним из условий того, чтобы стать хорошим руководителем.

Под лидерством понимают соотносительно положение (статус определенной личности в группе, более обширной общности (партия, нация, страна и т.п.) или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающегося его лиц оказывать решающее влияние

на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах, союзах, социальных движениях.

Таким образом, лидерство выступает как разновидность власти, как своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать ру­ководящее влияние на других людей и принимать решения, которым подчиняются члены группы или их большинство.

 


Понимание сущности лидерства

Тип и роль лидерства обусловлены несколькими фак­торами, из которых наиболее важными, определяющими, являются следующие:

1) социально-экономическая и поли­тическая сущность данного общества;

2) характер и содер­жание деятельности группы: группа политическая, предпри­нимательская, исследовательская, спортивная, преступная или какая-либо иная;

3) конкретная ситуация, в которой на­ходится и действует рассматриваемая социальная общ­ность;

4) структура определенной личности - перенос уме­ния властвовать собой на умение властвовать другими.

Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуа­ции, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наи­большей степени соответствуют их целям, интересам, по­требностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач.

Лидером определенная личность ста­новится вследствие:

1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует по­требность в определенном типе лидерства;

2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со сто­роны группы;

3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей харак­тера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.

Большое значение имеет определение основных функций лидерства. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффектив­ным является комплексный подход, позволяющий осуще­ствить оценку роли лидера и его социальных качеств с точ­ки зрения: уровня профессиональных знаний; умения завоевывать авторитет; наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий; умения руководить и убеждать следующих за лидером людей; способности претворять в жизнь принятые решения.

Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим:

1) Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.

2) Доведение до подчиненных своего понимания ситуа­ции.

3) Выслушивание мнений сотрудников, умение их оце­нивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения.

4) Определение направления и программы деятельности данной группы или организации.

5) Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.

6) Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение вы­бранных целей и решение вытекающих из них задач.

7) Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общ­ности) и повышение ее эффективности.

8) Повышение мобильности и гибкости группы, органи­зации, в первую очередь при внедрении инноваций.

 

9) Соединение заботы о повышении эффективности де­ла (политической, производственной, коммерческой, ис­следовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремле­ний.

10) Контроль осуществляемых членами группы, органи­зации действий с точки зрения соответствия их достиже­нию намеченной цели.

11) Мобилизация всех кадровых, организационных, фи­нансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.

12) Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуи­ции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной.

Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы:

1) Одаренность

2) Стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта

3) Высокий профессионализм

4) Активность

5) Инициативность

6) Надежность

7) Впечатляющая внешность

8) Высокая степень уверенности в себе

9) Способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения

10) Умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели

 


Типы и стили лидерства

 

Обычно выделяют такие типы лидеров:

1) лидер-вдохновитель, предлагающий про­грамму деятельности;

2) лидер-организатор;

3) лидер-генератор идей;

4) лидер-инициатор;

5) лидер-генератор эмоционального настроя, эмоционального притяжения лю­дей;

6) лидер-умелец, оказывающий воздействие на других своими умениями, мастерством.

Оптимальным считается интегративный тип лидера, в котором сочетаются особен­ности двух или большего количества охарактеризованных здесь особенностей.

Классификация типов лидерства органически связа­на с выявлением стилей поведения лидеров в группе или общности. Дело в том, что эффективность лидерства оп­ределяется не только личностными качествами, но и в не меньшей степени - манерой поведения лидера по отно­шению к его подчиненным. Стиль лидерства, - это в контексте управления — привычная манера поведения ли­дера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы побуждать их к выполнению поставленных перед группой задач, к достижению стоящей перед ней цели.

При всех особенностях деятельности лидеров в различных общностях и в различных ситуациях выделяется три основных стиля лидера, которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтительным. Эти стили таковы:

 

Демократический — воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Инструкции в форме пред­ложений. Товарищеский тон в отношениях с сослуживца­ми. Похвала и порицания -на основе советов с членами группы. Распоряжения и за­преты - с дискуссиями. По­зиция лидера - внутри груп­пы. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. За реа­лизуемость предложений отве­чают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. По основным во­просам группы принимаются общие решения. Власть поко­ится на доверни.

Авторитарный — предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. Инструкции и распоряжения в форме приказов. В отношениях с подчиненными - командная речь. Похвала и порицания осуществляются единолично. Распоряжения и запреты - в беспрекословном тоне. Позиция лидера - над группой. Мероприятия планируются за­ранее лидером, а группа должна их осуществлять. За реализуемость распоряжении отвечают уполномоченные на это люди. Все разделы работы осуществляются неукоснительно по рас­поряжению руководителя. Все основные вопросы деятельности группы решаются едино­лично лидером. Власть покоится на подчинении.

Попустительский — характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий. Инструкции и распоряжения - конвенциональны, мо­гут изменяться по согласованию с группой или ее отдельными членами. Отношения с сослуживцами формально-без­различные, отсутствие делово­го сотрудничества. Отсутствие похвалы и порицаний. Запреты отсутствуют. Позиция лидера - незаметна, в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. За реализацию предложений не отвечает никто. Разделы ра­боты складываются стихийно, исходя из интересов отдельных членов группы. Лидер не дает указаний, основные вопросы деятельности группы не выделяются.

 

Чтобы верно оценить ситуацию и внести в свою деятельность необходимые коррективы, лидер должен:

1) хорошо представлять способности и возможности подчиненных;

2) столь же хорошо знать свои собственные способности, возможности;

3) хорошо уяснить природу цели и задач, стоящих перед группой (организацией);

4)четко представлять потребности, интересы, и стремления, которыми руководствуются члены группы;

5) иметь точное представление о границах своих полномочий;

6) уметь оценивать, а если потребуется, - улучшать качество информации, на основе которой принимаются и осуществляются решения и планы действий. А это означает, что лидер должен быть всегда готовым, во-первых, к переоценке суждений, а если потребуется - планов действий; во-вторых, в случае необходимости, - к соответствующему изменению стиля своей собственной деятельности.


Заключение

Итак, лидер - это человек, который способен оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Власть и лидерство неразрывно связаны между собой. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства.

Успешность лидера в значительной степени зависит от согласованности индивидуального стиля с внешней и внутренней средой управления.

В работе выделены основные функции лидера и авторитетные навыки, которые помогают лидеру эффективно осуществлять определенные действия, достигать поставленные цели и задачи, управлять.

В своей эффективной деятельности лидер нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельность организации, группы, общности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: