Рабочая программа учебной дисциплины
теория государства и права
специальность 40.05.04
судебная и прокуроркая деятельность
(уровень специалитета)
(специализция судебная деятельность)
кафедра
теории, истории государства и права и философии
Москва 2020
Авторы:
М. А. Горбунов, кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
А.А. Федорченко, кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рабочая программа по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлена на основе требований ФГОС ВО по специальности подготовки 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)
Рабочая программа печатается в авторской редакции
Обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и философии
«23» апреля 2020 г.
Протокол № 4
Зав. кафедрой теории, истории государства и права
и философии ________________ В.Н. Бабенко
подпись
© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория государства и права » входит в базовую часть профессионального цикла Б.1. Б.05 дисциплин подготовки студентов по специальности подготовки 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единицы. На изучение дисциплины отводится 216 часов.
Преподавание дисциплины «Теория государства и права» осуществляется на 1 курсе (1 и 2 семестры) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента, защита курсовой работы, а также проведение зачета (1 семестр) и экзамена (2 семестр).
|
Дисциплина «Теория государства и права » логически, содержательно и методически взаимосвязана с такими дисциплинами как Теория государства и права, История отечественного государства и права.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания умения и владения навыками, формируемые данной учебной дисциплиной: Проблемы теории государства и права, Гражданское право.
1.1. Цель преподавания дисциплины
- усвоение и закрепление адекватных общенациональным и государственным запросам с учетом современных реалий базовых знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, а также связанных с ними явлениях, изучении и осознании цивилизационно-значимого характера государства и права как двух тотальных явлений окружающей действительности;
- формирование навыков выявления и анализа объективных тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов и состояний.
1.2. Задачами преподавания дисциплины:
Основные задачи преподавания учебной дисциплины состоят в подготовке квалифицированных юристов, способных успешно осуществлять следующие виды деятельности:
- правотворческую;
- правоприменительную;
- правоохранительную;
- экспертно-консультационную;
- организационно-управленческую;
- научно-исследовательскую;
- педагогическую.
|
Воспитательными задачами преподавания учебной дисциплины является развитие социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность, патриотизм, глубокое уважение к закону и идеалам правового государства, чувство профессионального долга, организованность, коммуникативность, толерантность, общая и научно-исследовательская культура.
При изучении данной дисциплины решаются профессиональные задачи:
правотворческая:
- участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности.
правоприменительная:
- составление юридических документов.
экспертно-консультационная:
- проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов.
научно-исследовательская деятельность:
- проведение правовой экспертизы нормативных актов:
педагогическая деятельность:
- преподавание юридических дисциплин в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
- осуществление правового информирования и воспитания;
При изучении данной дисциплины решаются также задачи:
- формирование теоретико-правовых профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;
- выработка логико-интеллектуальных навыков юридического мышления,
- создание предпосылок для качественного усвоения большинства иных юридических дисциплин, в частности, историко-правовых, отраслевых, а также прикладных;
- заложение методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;
|
- донесение до студентов базовых представлений о профессиональной юридической этике, гуманном и рассудительном отношении к окружающим людям;
- выработка знаний о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами;
Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующую данным компетенциям. Комплекс компетенций выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности, определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права», указаны в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте.
Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:
- минимальный, свидетельствующий о понимании значения профессиональных проблем в сфере договорного права, их содержания, готовности участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством;
- базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно анализировать содержание и использовать существующие способы решения типичных проблем в сфере договорного права;
продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы в сфере договорного права во всех областях деятельности, проявлять конструктивное творчество.
После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения навыками, соответствующие компетенциям ООП.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-3 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК-3 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-15 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
Общепрофессиональные компетенции:
Код компетенции | Общие требования компетенции | |||||
Общекультурная компетенция ОК-3 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | |||||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы контроля | ||||
Знания: основных законов логико-правового мышления, процессов юридической квалификации, основных методов информационного обеспечения правотворчества и правоприменения | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Умения: поиска анализа требуемой юридической информации в современных сетях, ее быстрая и качественная оценка, накопление и передача другим субъектам правотворчества и правоприменения | Письменная работа; самостоятельная работа | Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей; | ||||
Навыки: Реализации системных алгоритмов юридического мышления информационного обеспечения правовой деятельности | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Уровни | Содержание | Формы развития | ||||
Минимальный | Умение дать точный логико-правовой анализ юридически значимых ситуаций, прогнозировать модели юридически-значимого поведения субъектов общественных и правовых отношений | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Базовый | Минимальный уровень + способность самостоятельно анализировать и разрешать нетипичные проблемы информационного обеспечения юридически значимых процессов и ситуаций | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, | ||||
Продвинутый | Базовый уровень + способность научно разрабатывать и реализовывать методику информационного обеспечения юридически значимых процессов и ситуаций | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||||
Профессиональные компетенции:
Код компетенции | Общие требования компетенции | |||||
Профессиональная компетенция ПК-3 | способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | |||||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы контроля | ||||
Знания: Социальной и общефилософской сущности права и государства, их эволюционной роли и значения для человеческого общества, регулятивный и охранительный потенциал права | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Умения: анализировать предпосылки, условия и факторы, обуславливающие деформацию правосознания, правового мышления и правовой культуры | Письменная работа; самостоятельная работа | Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей; | ||||
Навыки: формирования правовой культуры и правового мышления в условиях наличия правовых пробелов и коллизий | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Уровни | Содержание | Формы развития | ||||
Минимальный | Понимание значения развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры как важных факторов успешно профессиональной деятельности | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Базовый | Минимальный уровень + способность самостоятельно анализировать наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с повышением уровня правосознания, правового мышления и правовой культуры | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, | ||||
Продвинутый | Базовый уровень + навыки использования методологии формирования правосознания, правового мышления и правовой культуры | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||||
Код компетенции | Общие требования компетенции | |||||
Профессиональная компетенция ПК-6 | способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | |||||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы контроля | ||||
Знания: механизма правореализации, стадий правоприменения, процессов правового регулирования и правового воздействия | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Умения: анализировать систему существующих правовых и общественных отношений, определять юридические факты и иные предпосылки правовых отношений | Письменная работа; самостоятельная работа | Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей; | ||||
Навыки: Правомерного поведения в процессе правоприменения, правореализации и нормотворчества | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Уровни | Содержание | Формы развития | ||||
Минимальный | Понимать структуру правовых норм, точно определять юридические факты, субъективные права и корреспондирующие им обязанности, круг субъектов и объектов правоотношений | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Базовый | Минимальный уровень + способность самостоятельно разрешать проблемы правоприменения, находить и устранять правовые коллизии, определять требуемые формы и методы правореализации | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, | ||||
Продвинутый | Базовый уровень + способность исследовать, выявлять, разрешать и анализировать с научных позиций нестандартные проблемы правоприменения, научно обосновывать способы их решения | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||||
Код компетенции | Требования компетенции | |||||
Профессиональная компетенция ПК-15 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты | |||||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы контроля | ||||
Знания: Понятийного аппарата теории государства и права, систему теории государства и права как науки и учебной дисциплины | Лекция; практические занятия; самостоятельная работа | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Умения: Вербальной и литеральной передачи основных теоретических конструкций и гипотез общей теории права и государствоведения | Письменная работа; самостоятельная работа | Диалоги на практических занятиях; подготовка рефератов; написание статей; | ||||
Навыки: Критического соотношения основных теоретических конструкций с окружающей государственно-правовой реальностью | НИРС; «Мозговой штурм»; Работа в малых группах | диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ | ||||
Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Уровни | Содержание | Формы развития | ||||
Минимальный | Всесторонне понимание понятийного аппарата теории государства и права | Выступление на практическом занятии; тестирование; ;подготовка презентаций | ||||
Базовый | Минимальный уровень + самостоятельный анализ содержания и разрешения методических проблем преподавания теории государства и права | Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, | ||||
Продвинутый | Базовый уровень + способность самостоятельно выявлять и решать методологические проблемы общей теории права и государствоведения | Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах | ||||
Раздел 3. Объем учебной дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся