Что такое эвристические методы?
Эвристические методы - методы рождения новых идей (Эврика – от греч. «нашел»).
Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.
Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач.
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика".
Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
1. Методы психологической активизации мышления.
2. Методы систематизированного поиска.
3. Методы направленного поиска.
Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.
|
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.
Мозговой штурм.
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
|
Правила проведения мозгового штурма
· Количество идей предпочтительнее качества.
· Критика идей на этапе «штурма» запрещена.
· В группе генерации идей не должно быть начальства.
· Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
· Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
· Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
· Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников от скованности.
· Идеи излагайте кратко.
· Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
· При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
План действий
· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
· Строго выполнять правила мозгового штурма.
Этапы мозгового штурма
1. Подготовка
o Назначение ведущего.
o Обучение и инструктаж участников.
o Обеспечение деятельности участников.
2. Выдвижение идей
o Уточнение задачи.
o Генерация (штурмование) идей.
o Объединение, уточнение и редактирование списка идей.
3. Оценка и отбор идей
o Определение критериев оценки.
o Классификация и оценка идей.
o Развитие идей на основе анализа.
Достоинства
· Легкость освоения и простота в обращении.
· Незначительные затраты времени на проведение.
· Универсальность метода.
· Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
|
Недостатки
· Решение относительно простых задач.
· Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
· Нет гарантии нахождения сильных идей
Теневая мозговая атака
– метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.
Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из нескольких человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп "теневого кабинета" (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы "теневого кабинета" следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая И фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.
"Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае "теневой кабинет" следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).
При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.
Корабельный совет
– совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.
Другое название: "Совещание пиратов". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.
Цель метода
Максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.
Суть метода
Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.
План действий
1. Объявить участникам очередность выступлений.
2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").
4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").
6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").
7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
8. Реализация решений.
Правила проведения совещания
1. Высказываться по проблеме должны все.
2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.
3. Вопросы задает только "капитан".
4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".
5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
6. Итог работы подводит "капитан"
Результат
Получение новой информации и идей, необходимых для принятия решения.