Критериально-ориентированное тестирование




Критериально-ориентированные тесты — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Это – основное отличие критериально-ориентированного тестирования от традиционных психометрических тестов (нормативно-ориентированного тестирования), оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму). Термин критериально-ориентированного тестирования предложен Р. Гласером в 1963 г. Установление содержательного и структурного соответствия заданий теста и реальной задачи — важнейший этап разработки критериально-ориентированного тестирования. Этим целям служит так называемый спецификация, включающая:

а) содержательный анализ критериальной задачи, описание ее возможных форм и особенностей;

б) систематизацию знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение критериальной задачи;

в) образцы тестовых заданий и описание стратегии их конструирования.

Различают две разновидности критериально-ориентированного тестирования:

— тесты, задания которых гомогенны (однородны), т. е. сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе. Обычно такого рода критериально-ориентированные тестирования разрабатываются на материале учебных программ и используются для контроля за формированием соответствующих знаний, умений и навыков;

— тесты, задания которых гетерогенны и заметно отличаются по логической структуре. В этом случае обычна ступенчатая структура теста, при которой каждая ступень характеризуется собственным уровнем сложности, определяемым логико-функциональным анализом содержания, относящегося к критериальной области поведения. Такого рода критериально-ориентированные тестирования обычно используются для диагностики специфических трудностей в обучении. Существенной особенностью критериально-ориентированного тестирования является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат). Поэтому критериально-ориентированные тестирования лучше всего приспособлены для оценки развития основных навыков на элементарном уровне. В более сложных областях поведения предела достижений не существует и, исходя из этого, необходимо обращаться к оценкам, ориентированным на нормы.

Нормативно-ориентированный подход – позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом.

Критериально-ориентированный подход позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

Различия КОТ и НОТ

КОТ НОТ
Цель создания теста
Критериально-ориентированные тесты составлены для того, чтобы аттестовать результаты испытуемого в соответствии с областью определенных знаний, умений и навыков. Результаты критериально-ориентированного тестирования могут быть использованы для: 1. оценки итогового уровня обученности испытуемого, соответствия этого уровня государственным образовательным стандартам или программе обучения; 2. отбора студентов, достигших необходимого уровня обученности, в том числе и профессиональной компетенции; 3. оценки эффективности программы обучения в том или ином учебном заведении. Результаты критериально-ориентированного тестирования также могут быть использованы для сравнения между собой уровней подготовки студентов, однако в этом случае можно получить сравнительно низкую надежность, если распределение баллов однородно и имеет малую вариацию. Нормативно-ориентированные тесты составлены специально для того, чтобы получить возможность сравнения испытуемых в той области содержания, для которой тест предназначен. Для этого используются нормативные или стандартные шкалы.  
Уровень детализации области содержания теста
Подробный. Авторы теста разрабатывают спецификацию (план) теста, включающую все элементы содержания. Затем по спецификации разрабатываются задания Несущественен. Авторы теста выбирают наиболее значимые элементы содержания
Используемые шкалы
Шкалы процентов с выбранным одним (или несколькими) критериальным баллом (баллами). Стандартные шкалы с указанием среднего значения и стандартного отклонения в выбранной шкале
Статистический анализ и отбор тестовых заданий
Уровень трудности и различающая способность заданий не является существенным фактором включения в состав теста, или наоборот, исключения из него. Главное условие отбора заданий – это их соответствие (или конгруэнтность) спецификации и элементу содержания. Статистические характеристики тестовых заданий используются для составления параллельных форм (вариантов) теста и для выбора оптимального критериального балла. Статистические показатели тестовых заданий (в основном это уровень трудности и различающая способность) играют важную роль в отборе заданий. Выбираются задания со средним уровнем трудности и высокой различающей способностью.
Надежность теста
Оценивается степенью постоянства принятия решения «зачет - незачет» при двукратном тестировании.   Оценивается либо путем нахождения корреляции между результатами двух тестирований, либо методом расщепления теста на две половины при однократном тестировании.
Валидность теста
Особое внимание делается содержательной валидности. В случае принятия важных решений по результатам тестирования исследуются критериальная и конструктная валидность. Наряду с содержательной валидностью для тестов конкурсного отбора учащихся особое внимание уделяется высоким показателям прогностической валидности

Сегодня за рубежом разработаны тесты, выполнение заданий которых можно соотносить как с критериями, так и с нормами. Необходимо учитывать и то, что нормы неявно присутствуют в критериально-ориентированном тестировании, ибо выбор содержания или навыков, подлежащих измерению, предполагает наличиесведений о том, как в подобных ситуациях действовали другие обследуемые. Исходя из этого, наиболее перспективным представляется объединение критериально-ориентированного подхода с традиционным психометрическим.

А. Анастази (1982) правомерно считает, что акцент критериально-ориентированного тестирования на содержательном смысле интерпретации тестовых показателей может оказать благотворное влияние на тестирование в целом. В частности, описание результатов, полученных с помощью тестов интеллекта, в терминах специфических навыков и умений в значительной мере обогащает фиксируемые ими показатели. Для критериально-ориентированного тестирования непригодны в большинстве случаев обычные приемы определения валидности (пригодности) и надежности.

В отечественных исследованиях имеется опыт создания критериально-ориентированного тестирования (Е. И. Горбачева, 1985). Кроме того, осуществляется разработка методик, близких критериально-ориентированному тестированию, но ориентированных не на критерий, а на так называемый социально-психологический норматив или общественно-заданный объективный содержательный эталон. Так же, исходя из социально-психологического норматива, анализируются результаты, полученные с помощью известных психометрических тестов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: