Программа внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
«Способный ребёнок»
Автор-составитель:
Котельникова А.А.,
педстаж 28 лет,
среднее специальное
образование.
д. Богданово
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Способный ребёнок» составлена с учётом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа разработана на основе развивающего курса для младших школьников «Способный ребёнок» департамента образования Кировской области Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования авторы Арасланова Е.В, Селиванова О.Г.
Основой программы является то, что учащиеся с разным уровнем интеллектуального развития должен иметь возможность развивать свои познавательные способности в условиях массовой общеобразовательной школы.
Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, поэтому актуальной для начальной школы становится задача создания условий для успешного освоения учебной деятельности, развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Содержание программы:
Раздел 1. Формирование учебной деятельности младших школьников.
Тема 1.Мотив и мотивация учения.
Осознанное учащимися мртива собственной учебной деятельности. Развитие потребности добиваться успехов в учении: много знать и уметь, радовать учителя, родных и близких.
Способность объяснять смысл собственной учебной деятельности, отвечать на вопросы: Что ты хочешь? Для чего тебе это необходимо?
|
Сформированность устойчивой положительной мотивации учения. Способность удерживать мотив в течении всего учебного занятия.
Тема 2. Учебная задача
Принятие Учениками учебной задачи, поставленной учителем.
Осознанное учащимися необходимости постановки целеё в учении.
Умение выбирать цели из числа предложенных учителем.Умение ставить цели по опорам (знаковым или словесным).Обогощение словаря младших школьников терминами для самостоятельной постановки целей учения.
Самостоятельная постановка целей учения (некоторыми учащимися) и умение удерживать их в течение учебного занятия.
Тема 3. Учебные действия
Умение действовать по инструкции учителя. Умение понимать смысл требований учителя на уроке и выполнять их:отвечать на вопросы и задавать их,выполнять работу в полном объёме и в срок.
Умение дополнять алгоритм с пропусками, использовать схемы-опоры.Конструировать вопросы разного уровня сложности и отвечать на них. Выбирать задания в соответствии с познавательными способностями особенностями и возможностями.
Определять способы достижения целей собственной деятельности и самостоятельно выполнять учебные действия.
Тема 4.Контроль и оценка.
Правильно реагировать на контроль со стороны учителя, его замечания и предложения.
Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.
Самостоятельно контролировать ход своих действий: их последовательность, правильность и время выполнения.
Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы на основе сравнения с эталоном- образцом полного и правильного ответа.
|
Раздел 2.Развитие познавательных интересов младших школьников.
Тема 1. Память и способы её развития.
Знакомство с понятием «память» и её уровнями. Непосредственный тип, кратковременная и долговременная память. Виды помяти. Двигательная, слуховая, зрительная. Непроизвольная и произвольная память.
Знание собственной своей памяти, умение развивать её и использовать приёмы рационального запоминания в обучении.
Тема 2. Внимание.Восприятие.Воображение.
Внимание.Основные свойства внимания:концентрированность, интенсивность, устойчивость, объём, распределение, переключение. Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Знание особенностей своего внимания, умение удерживать и переключать его.
Восприятие. Восприятие движения, пространства и времени. Полнота и точность восприятия. Умение описывать предметы в словесной форме. Знание особенностей восприятия и умение использовать их в обучении.
Воображение. Рассмаиривание и описание сходсва и различия предметов и обектов. Участие в крнкурсах на лучшее сравнение и сюжетных играх.Импровизировать на заданную тему. Знание особенностей своего воображения и умение использовать их в учении.
Тема 3.Мышление.
Мышление. Виды мышления: теоритическое, образное,наглядно-действенное. Интеллект.Конвергенное и дивергентное мышление. Развитие логического мышления.Фомирование мыслительных операций: анализ, синтез,сравнение,абстрагирование, обобщение и конкретизация, классификация, ситстематизация. Знакомство с логическами словами (и,или, не,вне, всякий, каждый,некоторые).Аналогии.Формирование умения давать определение, делать простейшие умозаключения.Формирование умения строить цепочки взаимозависимых логических рассуждений.Развитие фантазии и творческого мышления.
|
Тема 4. Развитие логического мышления.
1 класс: Анализ. Выделение признаков изучаемых объектов. Узнавание объектов по заданным признакам. Выделеие скщественных признаков объектов.
Синтез: Выделение общих признаков группы объктов. Деление объектов на группы по заданным основаниям. Словесное описание группы классов.
Сравнение. Количественное (больше- меньше, выше- ниже, глубже- мельче, шире- ужеи т. Д.) сравнение. Качественное сравнение: нахождение сходства и различий.
Абстрагироване. Нахождений закономерностей в фигурах, числах,буквах. словах.
Обобщение и конкретизация. Понятия «рода» и «вида». Виды отношений между понятиями «род» и «вид».
Умение вести целенаправленное наблюдение, находить главное и второстепенное в объекте, выделять его существенные признаки;
- находить сходство и различие в объектах, группировать предметы по определённым признакам;
- запомнить обобщённые названия объектов, которые закрепляют общие свойства группы изучаемых предметов;
- устанавливать закономерности в числах, фигурах, буквах, словах;
- решать логические задачи.
Тема 5.Развитие творческого мышления.
Обучение анализу зрительного образа: нахождение причин и последствий. Нахождение альтернативных способов действий.
Узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна,каракули) различные знаковые предметы; переносить действия, совершаемые с одним предметом на другой; изменять предмет по своему усмотрению.