СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ




СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ

 

 

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

Москва-2008

Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии Государственного Университета - Высшей Школы Экономики

 

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Семенов Игорь Никитович

 

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Решетова Татьяна Яковлевна

кандидат психологических наук, доцент

Петрушихина Елена Борисовна

 

 

Ведущая организация: Российская академия государственной

Службы при Президенте РФ

 

 

Защита состоится «2 » декабря 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.048.03 при Государственном Университете -Высшая Школа Экономики по адресу: 109316, Москва, Волгоградский проспект, д. 46 б, ауд. 210.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного Университета - Высшей Школы Экономики по адресу: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.20.

Автореферат разослан «» октября 2008 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета О.Н. Молчанова


Введение

Актуальность исследования

В наши дни центральной проблемой науки становиться современный человек, что обуславливается движением общества по пути гуманизации, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя.Сложившиеся условия, с одной стороны, расширяют диапазон возможностей, дают определенный простор для самореализации личности, но одновременно лишают ее социальной защищенности, возлагают на человека самого ответственность за свою судьбу, жизненный выбор, позицию, требуют от него новых подходов к организации жизни и деятельности.

Осуществляющееся в ходе обучения в вузе успешное овладение человеком профессиональными знаниями, и последующее их применение на практике не может быть воплощено в жизнь без определенных личностных изменений, основанных на осознании человеком себя и своего жизненного пути. Осознание себя осуществляется посредством рефлексии, рассматривающейся в качестве одного из основополагающих механизмов, определяющих адаптацию человека к меняющейся действительности, трактующейся как универсальный механизм развития в самоорганизующихся системах, позволяющий осознать необходимость трансформации индивидуального самосознания и реализовать ее в целях продуктивной адаптации (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Н.И. Непомнящая, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).

Наиболее изученными типами рефлексии являются – интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, В.Г. Аникина, М.Э. Боцманова, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, А.В. Захарова, Ю.Н. Кулюткин, В.Е. Лепский, В.А. Лефевр, Ю.М. Орлов, Л.А. Петровская, И.А. Савенкова, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). Личностная рефлексия как психологический феномен недостаточно изучена. Специфической чертой проблемы исследования личностной рефлексии является то, что в течение длительного времени она применялась в качестве интерпретационного средства, и не выступала самостоятельным предметом научных изысканий, проведение которых позволило бы усовершенствовать процесс образования в вузе. Так же следует отметить, что до настоящего времени личностная рефлексия характеризуется достаточно ярко выраженной неопределенностью своего понятийного статуса: рассматриваясь с позиций различных базовых психологических категорий, она пока недостаточно изучена в отношении своей качественной определенности и психологической специфичности.

Личностная рефлексия способствует отражению субъектом своего внутреннего мира и всего многообразия собственных индивидуальных особенностей, осознание и осмысление которых, реализующееся посредством личностной рефлексии, позволяет ему строить планы самосовершенствования. Осознанность и осмысленность себя, своих действий является основой эмоционального отношения субъекта к себе, определяющего в свою очередь самооценку, самопринятие, самоотношение и регуляцию поведения в значимых ситуациях.

До последнего времени в педагогических вузах больше внимания уделяется специальным предметам, дающим теоретико-методическую подготовку будущему специалисту, и гораздо меньше уделяется внимания развитию человека как субъекта жизнедеятельности. Сложившаяся ситуация негативно отражается на формировании образа Я и личностном росте человека. Работу по развитию адекватного представления о себе как субъекте жизнедеятельности целесообразно осуществлять на этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе, когда Я-концепция находится в стадии формирования и потребность в получении информации о своих индивидуальных особенностях актуальна для студенчества.

В начале обучения у студентов педагогических вузов наблюдается противоречие между представлением о себе как субъекте жизнедеятельности и своими реальными возможностями. Данное противоречие может быть преодолено посредством развития личностной рефлексии как механизма самопознания, с помощью которого юношество создает адекватное представление о себе и своих индивидуальных чертах необходимое для конструктивной реализации себя в процессе жизни и деятельности. Успешность профессионального развития обуславливается личностным ростом, который определяется глубиной и качеством самопознания и самопонимания, зависящих от рефлексивного переосмысления себя (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, И.А. Савенкова).

Проблема структуры личностной рефлексии студентов до сих пор не была выделена как самостоятельная проблема, требующая специального теоретико-эмпирического исследования. Между тем, эта проблема имеет большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом аспекте она является ключевой для решения комплекса взаимосвязанных проблем, поскольку изучение механизмов и структуры психических функций и процессов позволяет четко определить генезис рефлексивных функций.

В практическом аспекте знание структуры и специфики развития личностной рефлексии студентов является необходимой психологической основой для диагностической и коррекционно-развивающей работы, способствующей конкретизации целей и задач, разработке средств организации личностного развития субъекта, выбору методов и приемов работы с ним в процессе профессионального образования в вузе. Таким образом, рассогласование между актуальностью (теоретической и практической) и степенью разработанности проблемы послужило основанием для определения предметного поля исследования, постановки проблемы, цели и задач исследования.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и эмпирически верифицировать модель содержания и структуры личностной рефлексии студентов, условий ее развития.

Объект исследования: личностная рефлексия студентов как психологический феномен.

Предмет исследования: структура личностной рефлексии, условия ее развития.

Гипотеза исследования: предположение о том, что личностная рефлексия как процесс самопознания и самопонимания представляет собой целостное, поступательно развивающееся психологическое образование, состоящее из взаимодействующих компонентов: рефлексивно-когнитивного, рефлексивно-аффективного, рефлексивно-оценочно-регулятивного.

Исходное теоретическое предположение конкретизировалось в ряде частных гипотез:

1) личностная рефлексия проявляется в таких уровнях реализации, как: эмоциональный, защитный, репродуктивный, продуктивный;

2) личностная рефлексия обеспечивается определенным уровнем развития познавательных потребностей, поддержкой самоактуализации, осмысленностью, аналитичностью и прогностичностью, которые являются условиями ее реализации.

Цель, объект, предмет и гипотезы исследования определили постановку следующих исследовательских задач:

1) Провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященных исследованию проблемы рефлексии. Проанализировать современные трактовки личностной рефлексии.

2) Раскрыть сущность понятия личностная рефлексия, ее структурную организацию (внешнюю и внутреннюю), выделить критерии и уровни ее развития.

3) Выявить условия развития личностной рефлексии студентов.

4) Определить содержание личностной рефлексии студентов.

5) Охарактеризовать личностные особенности студентов с разными уровнями развития личностной рефлексии.

Методологическую основу исследования составили:

1. Психологические представления о развитии личности, ее самосознания (К.А. Абульханова, В.С. Агапов, В.Г. Асеев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.А. Деркач, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн) и рефлексии (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.К. Зарецкий, В.А. Лефевр, В.Е. Лепский, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко, С.Ю. Степанов и др.), а также об особенностях возрастного развития личности в процессе учебной деятельности в условиях профессионального образования студентов (Г.И. Давыдова, И.Ю. Кулагина, А.В. Петровский, И.Д. Савенкова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн).

2. Системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин); личностно-смысловой подход к исследованию рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); рефлексивно-диахронический подход (Е.Б. Старовойтенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); структурный подход к изучению рефлексии (Н.Г. Алексеев, А.В. Карпов).

3. Представления о структурной организации самосознания (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бехтерев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Меграбян, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), самопознания (И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата, В.В. Столин), самопонимания (В.В. Знаков, Б.В. Кайгородов, И.А. Монахова, И.Н. Семенов)

Методы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач в работе использовались следующие методы: обзорно-аналитический (включающий анализ психологической, педагогической, философской литературы по изучаемой теме); содержательно-смысловой анализ интеллектуальной и личностной рефлексии (И.Н. Семенов); эмпирические - опрос, тестирование: САМОАЛ (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз), методика исследования самоотношения (В.В. Столин), модифицированный вариант теста квантификации межличностных отношений Т. Лири (А.А. Тюков), опросник «Ответственность» (В.П. Прядеин), «Личностный дифференциал» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд), «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), модифицированный вариант методики анализа значимых педагогических ситуаций (Л.М. Митина); методы математической психологии (Е.Ю. Артемьев, А.Н. Гусев, А.Г. Шмелев, Г.В. Суходольский) методы качественной и количественной обработки данных: корреляционный, факторный, регрессионный анализ, критерий Х2 Пирсона, критерий Джонкира, дескриптивная статистика, экспертная оценка. Обработка осуществлялась при помощи программы SPSS for Windows версия 11.5.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Мурманского государственного педагогического университета. Всего в исследовании принимало участие 185 испытуемых в возрасте 18 – 22 лет, из которых 87% выборки составляли девушки и 13 % юноши (студенты факультетов: психологии и педагогики, историко-филологического, педагогики и методики начального обучения, технологии и дизайна).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предметом анализа становится структура личностной рефлексии студентов. Личностная рефлексия рассматривается как целостное динамическое многокомпонентное образование, являющееся механизмом самоосмысления, самопознания самопонимания личности и выступающее одним из ведущих факторов развития студентов. Понятие личностной рефлексии было концептуализировано и операционализировано, предложен подход к рассмотрению ее структурной организации. Выделены теоретически и эмпирически обоснованы структурные компоненты личностной рефлексии. Впервые разработан методический комплекс, состоящий из традиционных и модифицированных методик, которые в совокупности позволяют исследовать структуру личностной рефлексии. Выявлены уровни функционирования личностной рефлексии, получены данные о своеобразии личности студентов с разным уровнем реализации личностной рефлексии. Определено содержание личностной рефлексии студентов. Установлены условия развития личностной рефлексии студентов в условиях современного высшего образования.

Теоретическая значимость. Систематизирована философская, психологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме личностной рефлексии. Проведен теоретический анализ личностной рефлексии, изучено ее содержание и структура, выявлены уровни и условия ее развития. Изучение структуры и специфики становления личностной рефлексии студентов позволяет расширить психологические представления о возможностях ее целенаправленного развития.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании эмпирические данные и выводы могут быть положены в основу научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса обучения и воспитания в вузе. Опора на представления о становлении личностной рефлексии позволяет успешно решать задачи эффективного влияния на профессионально-личностное становление студентов в условия современного высшего образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались уточнением и теоретическим обоснованием понятийного аппарата исследования, операционализацией понятия личностная рефлексия, определением ее критериев и показателей, применением комплекса модифицированных и апробированных исследовательских психодиагностических методик, адекватных цели, предмету, задачам и гипотезам исследования. Валидность измерений обеспечивалась репрезентативностью выборки, применением методов математической статистики, согласованностью результатов эмпирического исследования и теоретических положений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностная рефлексия как психологический феномен имеет внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя структура личностной рефлексии состоит из следующих элементов: предмета, основного способа получения новых знаний, источника и результата личностной рефлексии. Внутренняя структура личностной рефлексии состоит из рефлексивно-когнитивного, рефлексивно-аффективного, рефлексивно-оценочно-регулятивного компонентов, обеспечивающих осмысление, осознание и перестройку образов «Я» и их развитие в проблемно-конфликтных ситуациях.

2. Личностная рефлексия студентов имеет четыре уровня реализации: продуктивный, репродуктивный, защитный, эмоциональный.

3. Студенты, имеющие различный уровень реализации личностной рефлексии, отличаются друг от друга по ряду личностных характеристик.

4. Содержанием личностной рефлексии студентов является: Я - социальное, Я – профессиональное самоопределение, Я - ценности, Я - интересы, Я - интеллектуальное, Я - эмоциональное, Я – телесное, Я - учебная деятельность.

5. Условиями развития личностной рефлексии студентов являются поддержка самоактуализации, развитие познавательных потребностей, аналитичность, осмысленность, прогностичность мышления.

Апробация результатов исследования была осуществлена в ходе следующих конференций: «Гуманитарный вуз в начале ХХI века: Исследовательские и прикладные аспекты деятельности высшего учебного заведения» (Мурманск, 2003), «Образование и наука: достижения, задачи и перспективы» (Мурманск, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 2005); «Актуальные проблемы практической психологии» (Мурманск, 2005); «Ананьевские чтения – 2006» (Санкт-Петербург, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в вузе» (Мурманск, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии в образовании» (Мурманск, 2008); Международной научно-практической конференции «Психологическая служба в системе образования» (Махачкала, 2008); II Всероссийской научно-практической конференции «Психология индивидуальности» (Москва, 2008). Результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях (8 статей и 2 тезисов).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 280 источников и 8 приложений. Основной текст работы объемом 190 страниц, включает 10 таблиц, 1 гистограмму, 1 диаграмму.

 

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цель, задачи, объект и предмет, приведены гипотезы, раскрыты научная новизна работы, ее методологические основы, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, информация о характере апробации полученных результатов.

В первой главе «Теоретический анализ феномена личностной рефлексии» представлен аналитический обзор психологической литературы по ключевым аспектам проблемы структуры и развития личностной рефлексии студентов. Раскрыты особенности рефлексии и специфика личностной рефлексии в различных контекстах и концепциях развития человека, показаны особенности рассмотрения этого вопроса на современном этапе психологических исследований, обозначены основные проблемы исследования и намечены пути их решения.

В первом параграфе «Подходы к пониманию рефлексии в трудах отечественных и зарубежных исследователей» представлен анализ феномена рефлексии в трудах зарубежных и отечественных ученых. Описаны модели рассмотрения рефлексии с позиций психологического знания, таких как метакогнитивный подход (Дж. Флейвелл, Д. Дернер), социально-психологический подход (Ч. Кули, Д. Мид, Р. Харре, Т. Шеллинг), мыследеятельностный подход (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев), деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Н. Семенов), компьютерно-модельный (В.Е. Лепский, В.А. Лефевр), модельно-концептуальный (А.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, В.А. Петровский, А.А. Тюков), развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.Х. Макгаев, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин), рефлексивного механизма саморегуляции мыслительной деятельности (Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, А.М. Матюшкин, А.З. Рахимов, И.Н. Семенов),, генетического направления исследования рефлексии (В.В. Барцалкина, Ж. Пиаже, В.И. Слободчиков), рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и принятия решений (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, А.В. Карпов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), психолого-педагогическая антропологии (В.П. Зинченко), личностно-культурологический подход (Е.Б. Старовойтенко, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).

Начавшееся в 60-ые годы ХХ века целенаправленное исследование рефлексии в отечественной психологии носило, первоначально, преимущественно теоретико-методологический характер. Формирование системно-деятельностного подхода к анализу психических явлений определило поиск средств философско-психологического анализа рефлексии (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.С. Ладенко, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр, А.П. Огурцов, Г.П. Щедровицкий). В дальнейшем стала активно изучаться роль рефлексии в регуляции мыслительной деятельности субъекта. Одними из первых экспериментальных исследований в этой области были работы В.В. Давыдова (1966), А.З. Зака (1974), В.В. Рубцова (1984), в которых правильная организация учебной деятельности школьников рассматривалась в качестве основы развития рефлексивно-теоретического мышления, являющегося необходимой предпосылкой введения человека в духовно-практическую сферу его сознания. В дальнейшем В.В. Давыдовым, В.В. Рубцовым, В.Х. Макгаевым (1995) теоретически разрабатывается и экспериментально обосновывается структура рефлексивного мышления, т.е. интеллектуальной рефлексии.

С позиций системно-деятельностного подхода И.Н. Семеновым (1976, 1982) была выявлена четырехуровневая концептуальная модель дискурсивного мышления, согласно которой, мыслительный процесс протекает в виде взаимодействия иерархически организованных уровней мышления: личностного, рефлексивного, предметного и операционального. Личностный и рефлексивный, образуя смысловой план мышления, осуществляют регуляцию его содержательного плана, состоящего из предметного и операционального уровней. Если первоначально личностный и рефлексивный уровни организации мышления рассматривались дифференцированно друг от друга, то в дальнейшем разработчики идей рефлексивной психологии творчества (И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий, С.Ю. Степанов, 1983) пришли к положению о том, что эти два уровня взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлено функционируют. Таким образом, на смену структурному принципу иерархии, характеризующемуся доминированием «личностного» над «интеллектуальным» был введен принцип гетерархии, характеризующийся динамическим соподчинением элементов, выражающимся в том, что ведущие и ведомые структурные образования могут функционально меняться местами в зависимости от специфики анализируемой человеком проблемно-конфликтной ситуации проявляющимся в том, что ся неустойчивым соподчинением элементов.инированием "орчества пришли к мысли о том, что эти два уровн.

В дальнейшем, в разработанной И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым (1990) модели рефлексивно-инновацинного процесса стали учитываться три плана мыслительной активности – содержательный, речевой и смысловой. Содержательный план соответствовал интеллектуальной рефлексии, а смысловой – личностной. Было доказано, что одновременное функционирование и развитие интеллектуальной и личностной рефлексий обуславливает возникновение нового интеллектуально-личностного смыслового содержания, которое снимает основные противоречия мыслительного поиска и перестраивает всю его организацию в процессе преобразования отображаемых содержаний проблемно-конфликтной ситуации. Тем самым, с одной стороны, интеллектуальная и личностная рефлексии функционируя совместно, определяют нахождение субъектом конструктивных вариантов решения проблемной ситуации, но, с другой стороны, у каждого вида рефлексии наличествуют собственные специфические особенности. Выявлению структуры и специфических особенностей личностной рефлексии посвящено наше исследование, строящееся на методологическом принципе дополнительности и позициях рефлексивно-диахронического подхода, рассматривающего личностную рефлексию в контексте жизненного пути личности, ее функционирования в социуме, в контексте культуры (К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко (2001, 2005, 2006)). В соответствии с методологическим принципом дополнительности идеи рефлексивно-диахронического подхода дополняются идеями рефлексивно-синхронического подхода, в рамках которого теоретически обоснована и эмпирически доказана актуализация личностной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов (1989); В.Г. Аникина, И.Н. Семенов (2002); И.А. Савенкова, И.Н. Семенов (2003, 2005)).

Проведен теоретический анализ основных типологий рефлексии, разработанных в отечественной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.И. Слободчиков, А.Б. Холмогорова).

Анализ многочисленных теоретических и экспериментальных исследований зарубежных и отечественных психологов вскрыл определяющее значение рефлексии в формировании представлений человека о себе и партнере по общению, ее влияние на процесс самопознания, самосознания и на характер межличностного взаимодействия.

Во втором параграфе «Состояние проблемы исследования личностной рефлексии студентов» рассмотрено изучение феномена личностной рефлексии в отечественной психологии – от первых ее описаний в исследованиях И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Н.И. Гуткиной, до современных работ Г.Н. Траилина (1997), Т.А. Симаковой (1998), И.А. Савенковой (2002), Е.Б. Старовойтенко (2004, 2006) Ю.Л. Линецкого (2004), Е.Б. Хаяйнен (2005), Н.Г. Шевченко (2007) посвященных этой проблеме.

Личностная рефлексия способствует адекватной самореализации субъекта в жизнедеятельности через познание человеком собственного внутреннего мира как особого рода потребностно-эмоционально-информационной субстанции, выступающей, согласно В.Д. Шадрикову (2007), в качестве центральной детерминанты самореализации субъекта, ибо рефлексия обуславливает овладение субъектом собственными способностями (в частности, познавательными, духовными). Личностная рефлексия определяет расширение области осознанного и переосмысленного субъектом внутреннего мира, структурными компонентами которого выступают мотивация, воля, эмоции, чувства, и снижению области бессознательного.

По мнению Е.Б. Старовойтенко (2006) рефлексия есть рациональная и вербально-символическая активность личности, направленная на развитие, интеграцию «Я» и жизненного пути. Личностная рефлексия, состоящая в поиске и установлении субъектом своих устойчивых свойств и ценностей, ведущих жизненных ситуаций, связей, отношений и противоречий определяет развитие исповедального отношения личности к себе, и, как следствие, самостоятельное разрешение ею жизненных проблем, познание как уже известных личности собственных индивидуальных особенностей, так и «неизведанного Я» человека. При этом, рефлексия, направленная на самоисследование жизненных отношений, внутренних позиций, определяет построение успешной перспективы в соответствии с наличными возможностями и ресурсами.

Проведенный анализ показал, что существует несколько подходов к определению понятия личностная рефлексия. В рефлексивной психологии творчества (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов (1983, 1990)) личностная рефлексия трактуется как процесс переосмысления человеком содержаний своего сознания и образов «Я» в проблемно-конфликтной ситуации развития. По мнению Н.И. Гуткиной, Ю.М. Орлова, Е.Б. Старовойтенко, В.И. Слободчикова личностная рефлексия есть самоинициированный процесс, отражающий потребность субъекта в личностном развитии, позитивном самоизменении. Согласно Н.Г. Алексееву, В.К. Зарецкому, Е.В. Лушпаевой личностная рефлексия есть компонент рефлексивных способностей, реализующийся наряду с иными видами рефлексии, играющий как ведущую, так и второстепенную роль в оптимизации рефлексивной деятельности. Ю.Л. Линецкий признает личностную рефлексию составляющей самосознания человека. Т.А. Симакова считает ее рефлексией более высокого порядка, интегрирующей интеллектуальный, коммуникативный, кооперативный аспекты ее реализации. Н.Г. Шевченко признавая личностную рефлексию интегративным образование, отмечает ее роль в успешной самореализации.

В настоящее время в отечественной психологии не существует однозначного представления о том, какой возрастной период является сензитивным для становления личностной рефлексии. По мнению Н.И. Гуткиной - это подростковый возраст, Т.А. Симаковой – ранняя юность. Однако, многие исследователи (Ю.Л. Линецкий, Е.Б. Хаяйнен, а так же Н.И. Гуткина и Т.А. Симакова) признают, что в этих возрастных периодах личностная рефлексия формируется только под воздействием специально сконструированных условий, и способность к адекватному восприятию себя и собственных индивидуальных особенностей в этих возрастах только начинает формироваться (И.С. Кон, 1978) достигая более высоких уровней в поздней юности (Т.А. Симакова).

Успешность профессионального развития обуславливается личностным ростом, который определяется глубиной и качеством самопознания и самопонимания, зависящих от рефлексивного переосмысления себя (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, И.А. Савенкова). Отсутствие исследований содержательного аспекта личностной рефлексии как условия личностного роста студентов доказывает актуальность данной работы. Выявлены концептуальные основы и построена модель структуры личностной рефлексии. Основой нашего исследования являются идеи, сформулированные в рамках системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков); личностно-смыслового подхода к исследованию рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), рефлексивно-диахронического подхода (Е.Б. Старовойтенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и структурного подхода к изучению рефлексии (А.В. Карпов).

Вслед за И.Н.Семеновым и С.Ю. Степановым (1982, 1983) считаем, что моментом, инициирующим личностную рефлексию, является конфликтность ситуации, выражающаяся в наличии субъективного противоречия между сложившимися формами поведения субъекта как личности и реальными требованиями, предъявляемыми к нему конкретной ситуацией. Вслед за Е.Б. Старовойтенко (2001, 2005, 2006), И.Н. Семеновым (1982, 2005) считаем, что посредством личностной рефлексии человек отражает свои поступки и образы собственного Я как индивидуальности, осуществляет активное осмысление и переосмысление тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения.

Вслед за А.В. Карповым (2005, 2006), И.М. Скитяевой (2005), Е.В. Хаяйнен (2005) развивающими в своих исследованиях – структурно-полипроцессуальный подход к изучению рефлексии – мы считаем рефлексию процессуальным средством сознания, обеспечивающим репрезентацию внутреннего мира во всем многообразии его проявлений. Будучи процессуально гетерогенной, рефлексия вместе с тем является единством разнообразного, т.к. входящие в нее процессы репрезентированы субъективно и организованы объективно в единую целостность. Рефлексия есть закономерно и структурно организованная и внутренне гетерогенная система процессов.

Проведенный теоретический анализ привел нас к пониманию личностной рефлексии как процесса осознания, осмысления и переосмысления человеком содержаний своего самосознания в проблемно-конфликтной ситуации, интегрирующего и порождающего более целостный образ «Я» (И.Н. Семенов, 1990, 2000). Рефлексия реконструирует представления человека о себе, благодаря чему адекватно реорганизуются отношения субъективной и объективной реальности, которые в свою очередь становятся объектом личностной рефлексии более высокого уровня реализации. Модель развития личностной рефлексии студентов состоит из внешней и внутренней структуры рефлексии, аспектов ее реализации, уровней и условий развития.

Вслед за А.В. Карповым, разрабатывающим структурно-полипроцессуальный подход к исследованию рефлексии, выделяем в личностной рефлексии как психологическом феномене внешнюю и внутреннюю структуру. Установление внешней и внутренней структуры психологических феноменов широко не распространено в отечественной психологии. Вместе с тем в работе Л.Д. Столяренко (2000) выделяется и обосновывается внешняя и внутренняя структура учебной деятельности. Внешняя структура личностной рефлексии (состоящая из предмета, способа получения новых знаний об образе «Я», источника информации, результата личностной рефлексии) задается человеку извне и описывает параметры, востребованные в рефлексии и обуславливающие ее процессуальную реализацию с последующим ее участием в достижении адекватного результата. Внутренняя структура личностной рефлексии студентов - состоящая из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов (когнитивного, аффективного, оценочно-регулятивного) - представляет собой презентацию процесса рефлексирования человеком проблем и своих индивидуальных особенностей. Разделение деятельности на внешнюю практическую и внутреннюю психическую, заложенное в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева является традиционным для отечественной психологии. Таким образом, внутренняя структура личностной рефлексии характеризует процесс реализации внутренней психической деятельности субъекта – рефлексивной деятельности. Аспектами реализации личностной рефлексии являются процессуальный и результативный. Уровнями развития личностной рефлексии выступают эмоциональный, защитный, репродуктивный и продуктивный. Условиями развития личностной рефлексии являются познавательные потребности, стремление к самоактуализации, а также аналитичность, осмысленность, прогностичность поведения и деятельности.

Вторая глава «Эмпирическое исследование структуры личностной рефлексии студентов » посвящена описанию изучения структурно-содержательных особенностей личностной рефлексии студентов.

В первом параграфе данной главы поставлены цели и задачи эмпирического исследования, описаны особенности выборки испытуемых, дана краткая характеристика этапов исследования. Исследование проводилось в 2004-2006 г.г. на базе Мурманского государственного педагогического университета. В исследовании участвовали студенты в возрасте от 18 до 22 лет общей численностью 185 человек из них 161 (87 %) девушка и соответственно 24 (13 %) юноши, средний возраст которых составил 19,4. Коэффициент вариации, отражающий степень однородности выборки по возрасту составляет 15,4%, что указывает на высокую степень однородности выборки.

В этом параграфе охарактеризован диагностический инструментарий, применявшийся для выявления у студентов структурных компонентов личностной рефлексии и условий ее развития.

Во втором параграфе осуществлен количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, проведенный в четыре этапа. При этом этапы рассматривались нами в качестве описания технологии проведения исследования. На первом этапе исследования изучался уровень точности личностной рефлексии студентов, выявлялись взаимосвязи между уровнем точности и структурными компонентами самоактуализации, самоотношения, ответственности. На втором этапе определялись структурно-содержательные особенности личностной рефлексии студентов. На третьем этапе устанавливались уровни реализации личностной рефлексии студентов. На четвертом этапе выявлялись условия развития личностной рефлексии студентов.

На первом этапе осуществлено решение двух задач. Во-первых, определен уровень точности личностной рефлексии молодых людей 18-22 лет, во-вторых, выявлены взаимосвязи уровня точности личностной рефлексии со структурными компонентами самоактуализации, самоотношения, ответственности. Для решения первой задачи применялся модифицированный вариант теста квантификации межличностных отношений Т. Лири. Реализация второй задачи осуществлена при помощи теста по оценке уровня самоактуализации личности (в адаптации Ю.Е.Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз), методики исследования самоотношения (В.В. Столин), опросника «Ответственность» (В.П. Прядеин), методики «Личностный дифференциал» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).

Результаты исследования показали, что для 105 (56,75 %) человек от общего количества испытуемых свойственен высокий уровень точности рефлексии, характеризующийся ясностью, четкостью и полнотой восприятия собственных индивидуальных особенностей. Выделенные представителями этого уровня особенности совпадали с мнением экспертов не только по количеству указанных характеристик, но и по их содержанию. Дальнейший анализ показал наличие адекватного вида самооценки у этой части выборки.

Для 57 (30,81 %) участников исследования характерен средний уровень точности, проявляющийся в частичном осознании своих специфических характеристик, заключавшемся в том, что мнение человека о наличии у себя отдельных индивидуальных особенностей не подтверждалось экспертами или испытуемый не указывал качества, которые ему приписывали независимые эксперты.

Для 23 (12,43 %) испытуемых - низкий уровень



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: