АЛЕКСАНДРА ВАРЕНЦОВА» КАК ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ




В живописном уголке поселка Синявино Ленинградской области, в окружении невских берегов и сурового Ладожского озера, расположилась Детская Школа Искусств. Этот край связан с историей Петровской России, а также с историей Великой Отечественной войны. Более тысячи лет назад недалеко от поселка проходил древний торговый путь из «варяг в греки», а много лет спустя, в 1941 - 1944 гг. – велись жесточайшие бои: поселок Синявино и прилегающие земли были избраны местом сосредоточения сил для прорыва блокады Ленинграда.

События истории родного края часто становятся темами работ юных живописцев Синявинской ДШИ, где коллективом преподавателей осуществляется удивительное «содружество муз», обучение ведется по четырем направлениям: музыкальное, хореографическое, театральное и изобразительное искусство. Такие художественные дисциплины, как «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «История изобразительного искусства», преподает кандидат искусствоведения, художник-педагог Н.В. Малевинская (стаж 12 лет); учебные предметы «Лепка» и «Скульптура» ведет директор школы, преподаватель Е.В. Комзычакова. В школе реализуется Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» на 5-летний и 8-летний срок обучения. Учащиеся школы неоднократно демонстрировали своё мастерство и становились победителями конкурсов детского художественного творчества муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. Особое место в школе отводится проектной деятельности: художественный класс Синявинской ДШИ регулярно принимает участие в разнообразных мероприятиях, слетах, фестивалях. Примером может стать образовательный проект-пленэр «Мы соседи», в рамках которого, начиная с 2014 г., учащиеся побывали на пленэрных выездах в Шлиссельбургской крепости «Орешек» (2014), Старой Ладоге (2015), Тихвине (2016), Выборге (2017), Кронштадте, Невском ремонтно-судостроительном заводе (2018), в Невской Дубровке, музее-панораме «Прорыв» (2019). Характерная особенность этих проектов заключается в том, что они решают задачи пропаганды художественного образования, способствуют формированию патриотических взглядов и убеждений у юного поколения, помогают учащимся почувствовать причастность к истории своей страны.

Формат межрегионального образовательного проекта «Школа-мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников» (г. Великий Новгород, 2019 - 2020 гг.), является принципиально новым в нашей педагогической практике. Объединивший 96 одаренных учащихся ДХШ и ДШИ малых городов и поселков, включая и четырех учащихся пятого класса Синявинской ДШИ (возраст 12 - 13 лет), проект предполагал выезд на длительный срок в другой регион, глубокое погружение в особую творческую среду художественной мастерской, непосредственное взаимодействие участников проекта с художниками, музейными специалистами, интенсивные практические и лекционные занятия в культурном пространстве Великого Новгорода.

Данный проект, третий по счету, который реализуется на базе Частного учреждения «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова», актуализировал проблему межпредметных связей рисунка, скульптуры и истории изобразительного искусства, которые позволяют выстроить стройную методическую систему при построении учебного процесса в ДХШ и ДШИ. Опрос представителей школ на организационной встрече первой сессии подтвердил утверждение организаторов проекта, что во многих образовательных учреждениях строгая система преподавания нарушена, в частности, скульптура, как учебная дисциплина, теряет свое значение, часто исключена из числа обязательных предметов, возможно, в связи с отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров.

Педагогами-художниками подчеркивалось значение преподавания скульптуры, как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, ведь именно скульптура, особенно на начальном этапе обучения, позволяет формировать у учащихся чувство формы, пропорций, развивать пространственное и пластическое мышление. Несомненно, что отсутствие объемного восприятия формы у детей, при освоении учебной программы по рисунку, влечет за собой проблемы конструктивного понимания формы объектов и построения их перспективных изображений на плоскости.

В программу проекта были включены лекции, мастер-классы и беседы об искусстве ведущих специалистов в области графики, скульптуры, художественной керамики, искусствознания, а также экскурсии по музейным объектам и памятникам Великого Новгорода.

Творческая атмосфера художественных мастерских, где был организован и реализован данный проект, значительно способствовала усвоению предлагаемого наставниками материала. Поставив перед учащимися достаточно сложные задачи, создав благоприятную эмоциональную обстановку и заполнив каждый день сессии проекта разными видами деятельности, организаторам удалось создать положительный настрой, сконцентрировать внимание детей на обучении. Учащиеся, быстро достигавшие состояние утомления от предлагаемых нагрузок на первых занятиях, постепенно увлеклись творческим процессом, вошли в ритм, их работоспособность повысилась.

Большое значение при обучении, на наш взгляд, имели пояснительные рисунки, скульптурные эскизы, воспроизводимые художниками-наставниками по ходу занятий. Импровизационные наглядные пособия отличались ясной методической структурой и ярко выраженными художественными достоинствами. Несомненно, демонстрация, практические действия преподавателей повлияли на возбуждение интереса, повышение внимания у учащихся, способствовали приобретению новых знаний.

При анализе результатов освоения учащимися образовательных программ за 2019-2020 учебный год, преподавателями Синявинской ДШИ, было выявлено, что у участников новгородского проекта более высокие показатели. Несомненно, введение в текущий образовательный процесс интенсивного курса занятий по рисунку, скульптуре и истории изобразительного искусства обусловило резкий скачок в процессе освоения и закрепления учащимися практических навыков по учебному рисованию и лепке натюрмортов.

Говоря о специфике преподавания и о межпредметных связях таких дисциплин как скульптура и рисунок, надо отметить, что педагогу-художнику, что бы успешно транслировать учащимся свои знания и умения необходима хорошая подготовка, свободное владение навыками изображения на достаточно высоком уровне. Для того что бы навыки со временем не были утрачены, преподавателю художественных дисциплин необходимо постоянно заниматься творческой деятельностью, повышать свое профессиональное мастерство. Организаторами проекта был учтен данный аспект. В процесс были вовлечены не только учащиеся школ, но и преподаватели. В творческой атмосфере мастерской педагогам-художникам была предоставлена редкая возможность выполнять практические задания, участвовать в семинарах, мастер-классах по рисунку, скульптуре, керамике, введенных авторами проекта в программу первой и последующих сессий. В процессе общения, обмена опытом художникам-педагогам удалось выявить и решить важные проблемы методики преподавания художественных дисциплин. Для нас представляла интерес тема «Перспективные построения на плоскости и композиция в рисунке», в частности, такие вопросы как: введение основных понятий о перспективе при раннем обучении детей 9 - 11 лет, этапы работы над натурными постановками из группы геометрических тел. Помимо этого учащиеся и преподаватель Синявинской ДШИ впервые познакомились с разными сортами глины наиболее распространенными в скульптурной практике, с техникой работы за гончарным кругом, росписью ангобами, узнали о специфике искусства керамики.

Экскурсии по художественным и историческим площадкам Великого Новгорода способствовали приобретению навыков общения с исторически значимым наследием культуры. После посещения каждой музейной площадки перед участниками проекта ставилась практическая задача, разработанная наставниками: в соответствии со спецификой конкретного объекта предлагалось попробовать себя в роли экскурсовода или выполнить задание, направленное на формирование умения анализировать произведение изобразительного искусства.

Итогом проекта стали несколько экспозиций в выставочном пространстве мастерской-музея, на которых были представлены произведения графики, скульптуры и керамики представителей разных поколений. Выставки освещают основную часть программы – занятия аналитическим рисунком и скульптурой. Реализация этого проекта – результат слаженной работы, творческого взаимодействия кандидата искусствоведения, директора музея С.В. Акифьевой, Заслуженных художников РФ: А.А. Варенцова, Б.М. Сергеева, О.Н. Панкратовой.

Несомненно, проект «Школа-мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников» имеет важное практическое значение: он не ограничен выявлением и поддержкой одаренных учащихся, данный проект можно рассматривать как пример включения молодежи в музейное пространство, а также отнести к смелым экспериментам в области обмена опытом, педагогическими наработками. Помимо этого он включает в себя квалифицированную помощь педагогическим коллективам в осуществлении образовательной деятельности, профессиональное обучение преподавателей.

Стоит также отметить социальную значимость и актуальность данного проекта, который затрагивает некоторые направления в существующей деятельности ДШИ, требующие корректировки и модернизации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Частное учреждение «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова», становится востребованной и перспективной площадкой, реализующей образовательные проекты, направленные на усиление учебной мотивации, личностное развитие творческой молодежи. Подобные проекты заслуживают самой высокой оценки, будут интересны для преподавателей ДХШ и ДШИ и педагогической общественности в целом.

Кандидат искусствоведения,

преподаватель МБУДО «Синявинская ДШИ»

Малевинская Наталья Викторовна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: