Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).




ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Симуляционной медицины

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по практическому занятию для студентов

 

Учебная дисциплина «Симуляционная медицина »

 

Занятие № 5 «Ведение больного с анафилактическим шоком »

 

 

Курс VI

Факультет Медицинский

Специальность 7.12010001 “Лечебное дело”

 

 

Утверждено

На методическом совещании кафедры

“ “______________ 20__г.

Протокол №______.

Зав. кафедры________Артеменко В. В.

 

 

Одесса - 2016 г.

 

1. ТемаВедение больного с анафилактическим шоком ” – 2 ч.

 

Актуальность темы

Аллергические заболевания (АЗ) в современных условиях являются одними из наиболее распространенных заболеваний среди населения и составляют большую медицинскую и социальную проблему. По данным разных исследователей, от 10 до 40% всего население мира страдают от АЗ. Причиной этого, в первую очередь, считают широкое применение антибиотиков и других лечебных препаратов. Развитие химической промышленности и появление большого количества синтетических материалов, красителей, стиральных порошков и других производственных и бытовых веществ, многие из которых могут быть аллергенами. Проблема возникновения побочных реакций при применении диагностических и лечебных препаратов является очень актуальной. В Украине частота медикаментозной аллергии среди населения колеблется в пределах 1-2% и теоретически может приводить к 100-2000 смертельным случаям от медикаментозного анафилактического шока ежегодно. Все это указывает на актуальность проблемы для здравоохранения, ее опасность для общества и требует радикального изменения во взглядах медицинских работников.

Именно поэтому проведения практического занятия по теме “Ведение больного с анафилактическим шоком” является необходимым в программе подготовки студентов VI курса.

 

3. Цели занятия:

 

3.1. Общие цели: закрепить знание общих принципов и методов оказания неотложной медицинской помощи при развитии анафилактического шока;

 

3.2. Воспитательные цели: предоставить возможность каждому студенту обратить внимание и самокритично оценить индивидуальный уровень знаний и умений, от которого зависит качество дальнейшего становления как врача.

 

3.3. Конкретные цели:

- знать:

1. принципы оказания неотложной помощи больным с анафилактическим шоком;

2. преимущества и недостатки разных методов интенсивной терапии;

3. и овладеть дифференцированным подходом к оказанию медицинской помощи.

 

3.4. На основе теоретических знаний по теме:

- овладеть методиками /уметь/:

1. дифференцировать клинические проявления анафилактического шока;

2. оказывать неотложную помощь в случае развития анафилактического шока;

3. интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования.

 

Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).

 

№ п/п Дисциплины Знать Уметь
       
1. Предыдущие дисциплины:
1. Нормальная анатомия Строение систем органов человека Назвать основные системы органов человека
2.   Нормальная и патологическая физиология Нормальную и патологическую физиологию систем органов человека. Механизм действия некоторых видов биологически-активных веществ Назвать патофизиологические состояния, которые сопровождаются разными нарушениями систем органов человека. Назвать основные виды биологически-активных веществ
3. Внутренние болезни Знать методики обследования больного (пальпация, перкуссия, аускультация сердца), а также дополнительные лабораторные и инструментальные методы обследования. Понятие про УЗИ, ЭКГ Владеть методами обследования больного (пальпация, перкуссия, аускультация сердца, измерение АД). Проводить обследование больного, оценивать полученные результаты обследования, данные лабораторных и инструментальных методов обследования. Уметь анализировать результаты УЗИ и ЭКГ
4. Фармакология Фармакокинетику и фармакодинамику препаратов, которые назначаются для лечения аллергологичных состояний Уметь назначать адекватное лечение, рассчитывать дозы препаратов, которые применяются во время лечения аллергологичных состояний
5. Патологическая анатомия Патологические изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем человека при развитии аллергических реакций Назвать патологические изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхальной систем человека при развитии аллергических реакций
6. Основы психологии и межличностное общение - основы психологии; - аспекты межличностного общения; - этику и деонтологию - предоставить психологическую помощь пациентам; - решать деонтологические задачи, связанные с профессиональной деятельностью; - владеть привычками профессионального общения.
2. Внутрипредметная интеграция
1.     Дополнительные методы обследования больного Интерпретацию лабораторных и инструментальных методов обследования Интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования

 

Содержание темы

Анафилактический шок (АШ) —это аллергическая реакция немедленного типа, которая сопровождается опасными для жизни клиническими проявлениями (резким снижением артериального давления, нарушением деятельности центральной и периферической нервной систем, эндокринными расстройствами, дыхательной недостаточностью и т.п.).
Главными причинами анафилактического шока является медикаментозная и инсектная аллергия.

Клинические проявления анафилактического шока:

- нарушение гемодинамики;

- нарушение дыхания (одышка, бронхоспазм, удушье);

- нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, понос);

- кожные высыпания (крапивница, другие экзантемы, отек Квинке).

Медикаментозный анафилактический шок (МАШ) — наиболее тяжелое генерализованное проявление МА, обусловленное течением иммунологической реакции І-го типу и выделением большого количества цитокинов, что сопровождается выраженными нарушениями деятельности разных органов и систем (сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и т.п.). Наиболее часто МАШ развивается на введение рентгеноконтрастных диагностических препаратов, пенициллинов, производных пиразолона, витаминов группы В. При парентеральном введении препаратов МАШ развивается немедленно, при пероральном — через 30-60 минут.
В связи с преобладающим включением тех или других патогенетических механизмов течение МАШ может варьировать. Существует типичная форма МАШ, а также варианты: гемодинамический, асфиксический, церебральный и абдоминальный.

При типичной форме МАШ больные иногда не успевают сообщить об ухудшении самочувствия, могут указывать на ощущение жара, изредка — на тошноту, рвоту. При объективном осмотре отмечается гиперемия или бледность кожи, высыпания, отек губ, век. У больных нередко развиваются судороги конечностей, со временем — неконтролируемые мочевыделения и дефекация. Пульс, как правило, слабый, частый, тоны сердца глухие. Дыхание в большинстве случаев поверхностное, частое, с дистанционными хрипами. При аускультации могут выслушиваться свистящие хрипы, которые иногда исчезают на фоне одышки, которая усиливается.

При гемодинамическом варианте МАШ на первый план выходят симптомы нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, наблюдается спазм (бледность) или расширение (гиперемия) периферических сосудов. Артериальное давление снижено.

Асфиксический вариант МАШ проявляется острой дыхательной недостаточностью, которая обусловлена бронхоспазмом, отеком слизистой оболочки бронхов.

Церебральный вариант МАШ характеризуется преобладанием нарушений в деятельности ЦНС: психомоторным возбуждением, нарушениями сознания, судорогами, эпилептиформными приступами, реже — симптомами отека мозговой ткани.

При абдоминальном варианте МАШ основные признаки — резкая боль в животе, симптомы раздражения брюшины. Возможным является появление загрудинной боли, которая симулирует инфаркт миокарда.

Лечение

Лечебные мероприятия при анафилактическом шоке любого происхождения должны базироваться на основных механизмах его патогенеза и должны включать:

1. Прекращение поступления аллергена (АГ) в организм больного.
В случае поступления АГ парентерально (лекарственный препарат, яд насекомого при ужаливании) следует наложить жгут выше места введения АГ на 25 мин. (каждые 10 мин. следует ослаблять жгут на 1-2 мин.), приложить к этому места лед на 15 мин.; обколоть место ужаливания (укуса) 0,3-0,5 мл 0,1% раствора адреналина с 4,5 мл изотонического раствора хлорида натрия.
При пероральном поступлении АГ целесообразно попробовать его удалить или связать (промывание желудка, введение сорбента — активированного угля, аэросила, полифепана), в дальнейшем назначить слабительные, очистительные клизмы.

2. Мероприятия, направленные на восстановление острых нарушений функции кровообращения и дыхание. Подкожно вводится 0,1% раствор адреналина в дозе 0,1- 0,5 мл (при необходимости повторить введение через 20-40 мин. под контролем уровня артериального давления). При нестабильной гемодинамике с непосредственной угрозой для жизни возможно внутривенное введение адреналина. При этом 1 мл 0,1% раствора адреналина растворяют в 100 мл изотонического раствора хлорида натрия и вводят с начальной скоростью 1 мкг/мин (1 мл на мин.). При необходимости скорость введения может быть увеличена до 2-10 мкг/мин. Внутривенное введение адреналина проводится под контролем давления.
Кроме этого, целесообразно «наводнять» больного, включив в инфузионный «коктейль» полиионные растворы.

3. Компенсация адренокортикальной недостаточности, которая возникла. С этой целью проводится введение глюкокортикостероидов внутривенно — гидрокортизона (4 мг/кг), преднизолона (1-2 мг/кг) каждые 6 часов.

4. Нейтрализация и ингибиция в крови медиаторов аллергической реакции.
С этой целью проводят плазмафарез, энтеросорбцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: