Обобщение изученного материала.




Тема урока: Саша Чёрный Рассказ «Рождественский ангел»

Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.

Автор: Верзилина Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы МОУ

СОШ п п Мирный Дергачёвского района

 

Класс 9

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Цели:

Предметные: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные: учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Личностные: способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Оборудование: текст рассказа С. Чёрного «Рождественский ангел», «Толковый словарь» С.И. Ожегова, иллюстрации к рассказам С Чёрного проектор, экран, компьютер.

 

Ключевые понятия: милосердие, сопереживание, нравственные нормы.

 

Ход урока

Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте слова. Что их объединяет?

Доброта, любовь, милосердие, человек, сострадание, сопереживание.

Создание проблемной ситуации

Учитель обращает внимание на иллюстрации к рассказу «Рождественский ангел».

Учитель: Кто изображён на иллюстрации?

Какому событию посвящены иллюстрации?

Учитель: Эти иллюстрации посвящены Рождеству Христову. В русской литературе существует немало произведений, посвящённых этому событию. Со второй половины 19 века до 1917 года в России в канун Рождества выходили специальные выпуски газет, журналов, сборников рассказов. В них печатались особые, рождественские рассказы, предназначенные для чтения в семейном кругу. Истории, описываемые в них, заключали в себе мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

 

На экране появляется словосочетание «Рождественский рассказ».

Учитель: совместно с учащимися определяет тему и цели урока.

2.Решение проблемной ситуации.

1. Сообщение обучающегося «Особенности рождественских рассказов».

Основные положения: в рождественских рассказах утверждается христианская добродетель, на людях лежит отсвет Рождества Христова. В успешном стечении обстоятельств и авторы, и герои видят милость Божию. Большинство рассказов начинается с описания несчастий героев, но сияние великого праздника приносит чудо в их жизнь.

Авторы рассказов не только создавали праздничную атмосферу, но и напоминали о необходимости проявления веры, милосердия и любви.

Темой рассказов часто становится не только изменение жизненных обстоятельств, но и внутреннее преображение человека.

2. Учитель.: Итак, тема нашего урока: рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.

Учитель: А что будет являться, по вашему мнению, целью нашего урока? Чему мы должны научиться?

Ответы учащихся.

Учитель: научиться находить нужную информацию в тексте, строить монологическое высказывание, работать в группе. Кроме того, понять, что такое милосердие, кого можно назвать милосердным.

Реализация проблемной ситуации.

1. Сообщение ученика о жизни писателя Саши Чёрного. (презентация)

Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880 году в Одессе, скончался в 1932 году во Франции. Семья была зажиточная, отец работал провизором. В семье было пятеро детей, двоих звали Саша: один Саша (белый), другой Саша (черный). Так впоследствии появился псевдоним. У будущего писателя и поэта в детстве была буйная фантазия (что-то изобретал, проводил какие-то опыты). В 15 лет сбежал из дому, терпел нужду и лишения. Успех пришел со стихами. Саша Черный много писал для детей. Скончался после участия в тушении пожара у соседей.

Учитель: Прежде чем мы познакомимся с рассказом, выясним значение отдельных слов, которые встретятся в тексте и могут быть непонятными.

Словарная работа.(можно использовать «Толковый словарь» С.И. Ожегова)

Слова: экипаж, конура, милостыня, благовест, всенощная, муфта.

Обучающиеся объясняют лексическое значение слов.

.3Учительчитает текст рассказа. «Чтение с остановками»

Первичное закрепление

Беседа - диалог

Учитель: какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

5 Самостоятельная работа. Работа в группах (каждая группа готовит ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста) (тексты розданы учащимся)

1 группа

Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

2 группа

Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?

3 группа

Какое чудо произошло в «мрачной конурке»?

4 группа

Почему рассказ называется «Рождественский ангел»?

Ответы обучающихся.

Учитель: Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

Обобщение изученного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: