Тема урока: Саша Чёрный Рассказ «Рождественский ангел»
Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.
Автор: Верзилина Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ п п Мирный Дергачёвского района
Класс 9
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Цели:
Предметные: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.
Метапредметные: учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.
Личностные: способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.
Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.
Оборудование: текст рассказа С. Чёрного «Рождественский ангел», «Толковый словарь» С.И. Ожегова, иллюстрации к рассказам С Чёрного проектор, экран, компьютер.
Ключевые понятия: милосердие, сопереживание, нравственные нормы.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте слова. Что их объединяет?
Доброта, любовь, милосердие, человек, сострадание, сопереживание.
Создание проблемной ситуации
Учитель обращает внимание на иллюстрации к рассказу «Рождественский ангел».
Учитель: Кто изображён на иллюстрации?
Какому событию посвящены иллюстрации?
Учитель: Эти иллюстрации посвящены Рождеству Христову. В русской литературе существует немало произведений, посвящённых этому событию. Со второй половины 19 века до 1917 года в России в канун Рождества выходили специальные выпуски газет, журналов, сборников рассказов. В них печатались особые, рождественские рассказы, предназначенные для чтения в семейном кругу. Истории, описываемые в них, заключали в себе мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
На экране появляется словосочетание «Рождественский рассказ».
Учитель: совместно с учащимися определяет тему и цели урока.
2.Решение проблемной ситуации.
1. Сообщение обучающегося «Особенности рождественских рассказов».
Основные положения: в рождественских рассказах утверждается христианская добродетель, на людях лежит отсвет Рождества Христова. В успешном стечении обстоятельств и авторы, и герои видят милость Божию. Большинство рассказов начинается с описания несчастий героев, но сияние великого праздника приносит чудо в их жизнь.
Авторы рассказов не только создавали праздничную атмосферу, но и напоминали о необходимости проявления веры, милосердия и любви.
Темой рассказов часто становится не только изменение жизненных обстоятельств, но и внутреннее преображение человека.
2. Учитель.: Итак, тема нашего урока: рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.
Учитель: А что будет являться, по вашему мнению, целью нашего урока? Чему мы должны научиться?
Ответы учащихся.
Учитель: научиться находить нужную информацию в тексте, строить монологическое высказывание, работать в группе. Кроме того, понять, что такое милосердие, кого можно назвать милосердным.
Реализация проблемной ситуации.
1. Сообщение ученика о жизни писателя Саши Чёрного. (презентация)
Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880 году в Одессе, скончался в 1932 году во Франции. Семья была зажиточная, отец работал провизором. В семье было пятеро детей, двоих звали Саша: один Саша (белый), другой Саша (черный). Так впоследствии появился псевдоним. У будущего писателя и поэта в детстве была буйная фантазия (что-то изобретал, проводил какие-то опыты). В 15 лет сбежал из дому, терпел нужду и лишения. Успех пришел со стихами. Саша Черный много писал для детей. Скончался после участия в тушении пожара у соседей.
Учитель: Прежде чем мы познакомимся с рассказом, выясним значение отдельных слов, которые встретятся в тексте и могут быть непонятными.
Словарная работа.(можно использовать «Толковый словарь» С.И. Ожегова)
Слова: экипаж, конура, милостыня, благовест, всенощная, муфта.
Обучающиеся объясняют лексическое значение слов.
.3Учительчитает текст рассказа. «Чтение с остановками»
Первичное закрепление
Беседа - диалог
Учитель: какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?
5 Самостоятельная работа. Работа в группах (каждая группа готовит ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста) (тексты розданы учащимся)
1 группа
Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?
2 группа
Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?
3 группа
Какое чудо произошло в «мрачной конурке»?
4 группа
Почему рассказ называется «Рождественский ангел»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.
Обобщение изученного материала.