Йогину следует отправиться в горы или на берег океана, отыскать место, где есть широкое открытое пространство, небесный простор или виден горизонт.
Элемент пространства руководит областью от бровей и выше.
Следует расслабиться в позе сидя.
2. Отпустить ум, почувствовать себя подобно полому бамбуку, отбросить прошлое, оставить надежды и планы на будущее.
Глаза открыты, ум безмятежен, дыхание легкое.
Йогин смотрит, пристально устремив взор в пространство, выполняя шамбхави-мудру.
Затем следует впитать в себя кожей и дыханием элемент пространства и представить, как тело растворяется в нем. Следует размышлять о бесконечном мироздании и единой Основе, о пространстве, которое наполняет все.
Пространство насыщает тело, энергию и сознание, словно пропитывая его. Йогин остается в нераздельном единстве созерцания и пространства, все больше объединяясь с пространством, открывая истинную природу Ума, подобную пространству.
Уходят дисбалансы ветров, растворяются клеши и засоры в нади, растворяются эмоции и беспокоящие мысли. Ум распахивается и становится пустым, не связанным ни с чем. Уходит отождествление с маленьким эго, привязанность к усилию уступает место спонтанно-расслабленному безусильному присутствию. Йогин должен насытить тело, ум, прану пространством и полностью слиться с ним. Медитация на пространство прямо вводит в природу Ума и является наилучшим методом для открытия созерцания.
Если нет возможности найти открытое пространство, следует опираться на воображение:
Йогин представляет себя в прозрачно-чистом голубом небе.
Он парит в пустом пространстве, ощущая свою позу устойчивой. Затем он постепенно сливается с прозрачной пустотой, впитывая ее каналами тела, плотью.
|
Потом пространство входит в центральный канал, локализуясь в центре груди, в духовном сердце.
Затем оно растворяется в сознании, и йогин пребывает как чистое пространство сознания.
Сиддхи:
Способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку вселенной.
Предварительное размышление о трех пространствах
"Ты - воистину Реальность, безграничная как пространство".
Авадхута Даттатрейя
"Авадхута Гита", гл. 1 (68)
Осознавание - это нерожденное пространство вне всяких концепций. Пробудиться к этому осознаванию - означает открыть естественное состояние, войти в созерцательное присутствие.
Обычно говорят о трех видах пространства:
~ внешнее пространство (бхут-акаша), которое включает в себя всю видимую вселенную, пять элементов, звезды, планеты. Это пространство, в котором находится все внешнее по отношению к нашему сознанию;
~ внутреннее пространство (чит-акаша) - это пространство, которое включает в себя наш ум, память, подсознательные впечатления, тонкие тела, которое содержит в себе внутренний свет осознавания;
~ тайное сердечное пространство (хрид-акаша) - это Ясный Свет как таковой, который проявляется вне двойственности, он открывается внутри, но на самом деле он также пронизывает все снаружи. Это тайное пространство, потому что в него возможно войти только в состоянии самадхи.
Внешнее пространство
"Многообразие всех вещей наблюдаемо только в пространстве, и это пространство пребывает в высшей Сущности, которая, в свою очередь, проецирует его в тот момент, когда начинается появление многообразия, хоть это и неясно тогда..."
|
Авадхута Даттатрейя
"Трипура Рахасья", гл. XVIII (106-108)
Внешнее пространство можно сравнить с безграничным пространством вселенной. Оно подобно вселенской Пустоте, вселенскому вакууму или чистому небу: ни облаков, ни каких-либо примесей, тумана или чего-либо еще, затмевающего его. Это бесконечное пространство вселенной, включающее в себя планеты, звезды, галактики, метагалактики и вселенные, пространство, у которого нет никаких границ.
Внешнее пространство вселенной дает нам пример, намекая на природу пространства внутри сознания (чит-акаша). Именно внешнее пространство вселенной мы используем для того, чтобы узнать внутреннее пространство.
Внутреннее пространство
Внутреннее пространство - это природа "Я", природа Ума, наше глубинное осознавание в его собственной чистоте. Оно полностью пу-стотно, свободно от каких-либо мыслей, переживаний, образов, визуализации, это чистое сознание в его первозданном виде.
"Парашурама! Обрати свой взор внутрь. То, что ты воспринимаешь как внутреннее пространство - это протяженность, в которой существует все живущее, и она образует их высшую Сущность, или сознание".
Авадхута Даттатрейя
"Трипура Рахасья", гл. XVIII (106 - 108)
Тайное пространство
Тайное пространство (хрид-акаша) - это открытие исконного осознавания Ясного Света, где внешнее и внутреннее пространства смешиваются в едином недвойственном состоянии. Такое состояние именуют "единый вкус" или "естественное" (Сахаджья).
|
"То, что они считают пространством - это твоя Высшая Сущность. Таким образом. Высшая Сущность одного - это пространство в другом, и наоборот. Но одна и та же вещь не может иметь различную природу. Поэтому нет никакого различия между пространством и Высшей Сущностью, которая есть полное и совершенное Блаженство-Сознание".
Авадхута Даттатрейя
"Трипура Рахасья", гл. XVIII (106 - 108)
Когда пространство используется в качестве примера для внутреннего осознавания, имеются в виду его качества пустотности, незапятнываемости. Пространство находится вне рождения, роста, становления и разрушения, вне трех качеств, которые обычно сопровождают появление грубых физических элементов. Пространство не опирается ни на что, оно полностью пустотно, в нем нет никаких качеств, на которых ум мог бы зафиксироваться, поэтому внешнее пространство называют самым высшим символом.
Когда йогин медитирует на вселенскую форму Абсолюта (Вират-рупу), он сосредотачивается именно на пространстве, которое является основой для всех других элементов. Пространство не зависит от времени, оно бесконечно и не имеет каких-либо ограничений.
Практика смешивания трех пространств