Историографическая справка.




Проблема падения античного общества - одна из самых сложных и спорных в историографии. Ее поставили еще современники событий.

Библейские авторы как бы "предвидели" это событие: "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" (Мрк 3, 24). Еще первое падение Рима в 410г. вызвало шоковую реакцию. Язычники объясняли это забвением древних богов и винили христиан в том, что они забыли их. Многие христиане по этой же причине вернулись в язычество. Против этих обвинений выступил североафриканский епископ Аврелий Августин (354 - 430). В своем сочинении "De civitate Dei" (О граде Божьем) он, сокрушаясь о так называемом первом падении Рима 410г., все же не терял надежды на его восстановление.

Сам факт захвата Рима Аларихом поставил перед христианами в острой форме проблему поисков смысла истории. Античность устраивала мифология, где миф отвечал на вопросы и прошлого, и настоящего, и будущего. Все может или даже должно повториться, почему миф никак не мог быть привязан ко времени. Христианство еще на библейском уровне начинало отсчет от такого "события", где вневременное начало проявилось во времени, Поэтому уже в шестодневе отдельные акты привязаны к "дням".

Само по себе падение Рима говорило о чудовищных грехах людей (Рим становился подобен Содому). Именно с этой точки зрения Августин и пытается понять это падение. Вся римская история представляет из себя сплошные войны. Готы же милосердны, но только благодаря тому, что приняли имя и дело Христа.

Августин поручает Павлу Орозию показать на фактах неприглядность дохристианской (профанной) истории. В посвящении своего труда Августину Орозий писал: "Вы просили меня открыть на основе всех доступных данных, содержащихся в историях и анналах, любые примеры прошлых времен, когда обрушивались бремя войны, опустошающие эпидемии, ужасы голода, страшные землетрясения, необычные наводнения, извержения огня и т. п.".

Сам Августин занялся более фундаментальными вопросами:

когда и как возник мир?

что было до этого?

в чем природа времени?

человек и фатум.

где возникла цивилизация?

насколько древнее мудрость греков? И др.

Отталкивался он от Евсевия Кесарийского, который впервые, пожалуй, попытался создать универсальную хронологию истории, в центре коей находится воплощение Христа:

все что было до него - " preparatio evangelica" ("приуготовление евангелия"). Христос явился в мир в должный момент, в другое время мир был бы не готов принять его.

все, что было после - история последствий воплощения.

Практически Евсевий заложил основы векторной хронологии, где события датируются либо по нисходящей (до Рождества Христова), либо по восходящей (после Рождества Христова).

Эту хронологию будет разрабатывать и Исидор Севильский, а введет в широкий оборот Беда Достопочтенный.

Если Евсевий говорил о благосклонности провидения, то Августин настаивал на безразличии Бога. Благодать дается всем. Бог вознаграждает за доблести даже язычников. Бог помогал и Риму, пока они боролись за свою свободу. После захвата Карфагена они стали угнетателями, начинается в их государстве упадок дисциплины, нравов, общественных интересов. Поэтому римляне сами уготовали себе место в аду.

Но есть и большие заслуги у Рима. Августин был первым христианским теологом, который на основе интерпретации Иеронима и книги пр. Даниила развил положение, по которому история развертывается последовательно с востока на запад. Рим теперь, говорит он, занял место Вавилона. Он стал той мировой державой, посредством которой Бог захотел объединить в единое политическое целое "круг земель". Он бегло рисует историю Рима в 19 - 26 главах 18-й книги (от Энея до низложения царей).

Августин не верит в "вечность" Рима: если рушатся небо и земля, то почему должен уцелеть Рим?! Кроме того он стал "вавилонской блудницей". Однако продолжение Рима возможно:

Судьба города (urbs) - это не судьба империи (orbis Romanus). Константинополю ведь варвары не угрожают.

Земному, преходящему городу, который гибнет под тяжестью язычества и человеческих грехов, они противопоставил "истинный Рим" = Царство Божье, вечное и неискоренимое.

Мнение Августина о том, что Рим страдает за свои грехи поддержали и другие авторы. Испанский священник Павел Орозий, бывший одно время другом и сотрудником Августина, всю историю Рима излагает как свидетельство и доказательство того, что падение Рима есть возмездие за старые преступления.

Языческие авторы протестовали. Рутилий Намациан надеялся на восстановление былой славы Рима, ибо он всегда был и останется "непокоренный, вечный Рим" (invicta Roma aeterna). Зосима считал падение Рима результатом отступления от старой религии. Сальвиан удивлялся сумасшествию римлян: "Народ Рима гибнет и смеется".

В средние века параболу Августина о противостоянии земного Вавилона и небесного Иерусалима восприняли Иоахим Флорский, авторы старофранцузских романов о Граале (противопоставили таинственное братство рыцарей, наследников Иосифа Аримафейского, светскому государству), составители гуситских гимнов (проклинали императора Сигизмунда и его "вавилонское царство"), Мартин Лютер и другие реформаторы.

Гуманисты эпохи Возрождения, преклонявшиеся перед античной культурой именно имперского периода (акад. Н. И. Конрад когда - то установил, что "возрождался" период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э.), считали, что великая культура не могла умереть своей смертью (иначе она и не может быть названа великой), - ее сгубили варвары.

Их идеи развивали просветители, которых, собственно, и можно считать первыми медиевистами в полном смысле этого слова, ибо они немало сделали для изучения истории средних веков. К этой истории они относились еще более резко, чем гуманисты. Именно в эту эпоху сложился "приговор" средним векам. Наиболее яркое выражение враждебное отношение к средневековью получило у Вольтера (1694 - 1778). По его мнению, высказанному в своем "Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории от Карла Великого до Людовика XIII " при рассмотрении истории варварских народов, погубивших Римскую империю "испытываешь чувство, похожее на чувство путешественника, который покинул великолепный город и оказался в пустыне, покрытой терниями". Мир в этот период выглядел как покинутый жителями великолепный город, от которого остались варварские дороги, обломки культуры и т. п.: "Вместо прекрасного латинского языка - 20 варварских наречий, вместо культуры и законов - только варварские обычаи. Цирки и амфитеатры, возвышавшиеся во всех провинциях, сменились хижинами, крытыми соломой. Большие дороги, такие красивые и прочные, проведенные от подножия Капитолия до гор Тавра, покрылись стоячими водами. Такой же переворот произошел в умах; Григорий Турский и монах Фредегар из Сен-Галлена - это наши Полибии и Титы Ливии. Человеческий разум огрубел среди самых подлых и бессмысленных суеверий... Вся Европа коснеет в этом унижении до 16 в. и освобождается от него лишь путем ужасных судорог". "Историю этого времени, - добавляет он, - необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать". Средневековье он считал чистым порождением религии или глупости (синоним религии). Религия же для него не более как изобретение "первого мошенника, встретившего первого дурака", а богословские споры он приравнивал к нелепым столкновениям "папистов, которые едят бога вместо хлеба, лютеран, съедающих бога вместе с хлебом, и кальвинистов, которые кушают хлеб, но совсем не кушают бога". История Византии для Вольтера тоже лишена смысла: "Существует другая история, более забавная, чем история Рима после времен Тацита; это - история Византии, бесценная "коллекция", не содержащая ничего, кроме декламаций и чудес. Это - насмешка над человеческим разумом".

Таким образом, несмотря на то, что Вольтер, в противоположность гуманистам, развенчал историю античности, все же переход к средним векам, к эпохе, когда зарождаются и крепнут самые ненавистные для буржуазии 18в. учреждения - католическая церковь и феодализм, представляется ему как глубочайшее падение культуры и в то же время как рост самых глупых и бессмысленных суеверий. Здесь у Вольтера выступает уже известная нам периодизация истории, деление ее на древнюю, среднюю и новую с характеристикой эпох преимущественно по культурному признаку. Грубое варварство отличает Европу после германского нашествия; города и торговля приходят в упадок, нравы грубеют. Вольтер издевается над варварскими "правдами", которые оценивают человеческую жизнь в солидах, и говорит, что вообще правосудие отличается дикостью и суеверием. Вся история тогдашних королевских домов, особенно Меровингов, является сплошным рядом ужасающих преступлений, свидетельствующих о глубочайшем упадке нравов. Этому мрачному средневековью Вольтер противопоставляет эпоху Возрождения как "прогресс человеческого ума". " Природа в это время произвела, - по его мнению, - исключительных людей во всех областях, особенно в Италии".

Так, попутно замечу, складывается "приговор" средним векам. Его появление вполне понятно в то время, когда шла ожесточенная борьба старого и нового, когда буржуазия начала штурмовать твердыни феодального общества. Однако, как справедливо писала Е. В. Гутнова, "при всей снисходительности к этому безапелляционному приговору, нельзя не заметить, что даже тот уровень исторических знаний не давал оснований для столь однозначно отрицательной оценки средневековья. Он исходил прежде всего из потребностей современной идейной борьбы и грешил недостатком историзма".

Ш. Монтескье основную причину гибели Римской империи в упадке римской доблести и простоты, что явилось результатом завоевания Римом богатых восточных стран.

Итальянский мыслитель того времени Джамбатиста Вико (1668 - 1744), автор знаменитых "Оснований новой науки об общей природе наций", считал, что история человеческого рода подчиняется тем же вечным законам, что и мир природы. История Рима, по его мнению, приходит на "век богов". Это - догосударственный строй, когда возникают семья, религия, письменность, право. Его сменит "век героев" - период господства феодализма, плебейства, классовой борьбы.

Особое место занимает, конечно, выдающийся английский историк Эдуард Гиббон (1737 - 1794). Его основной труд "История упадка и разрушения Римской империи" считается классическим и уже вошел в библиотеку "Великих книг Западного мира" из 60 томов. Римскую империю он считал периодом, когда человеческий род был "самым счастливым и процветающим", особенно во время правления Антонинов.

В 38-й и 71-й главах своего труда Гиббон подробно анализировал причины упадка и крушения Римской империи, в том числе не только Западной, но и Восточной. В 38-1 главе он приводит более двух десятков факторов В целом на страницах его труда, как подсчитал один исследователь, разбросано 243 негативных момента, но общий вывод Гиббона прост и категоричен: "триумф варварства и религии" (VII, 489). Р. Д. Колингвуд в свое время из - за этого отнес его к "ретроградной" или "исторической" тенденции в историографии 18в., для представителей которой история - это всего лишь "зрелище иррациональных сил". Получается, действительно, парадоксально: все время существования Римской империи (13 веков!) - период непрерывного гниения и разложения. Гибель цивилизации и торжество варваров, с точки зрения Гиббона, неизбежны, но это касается лишь римского мира. Что же касается всего человечества, то:

"с каждым веком увеличивались и до сих пор увеличиваются материальные богатства, благосостояние, знания и, быть может, добродетели человеческого рода",

"ни один народ не возвратится в свое первобытное состояние",

если, конечно, не изменится "внешний вид природы", т. е. не произойдет какой-либо глобальной экологической катастрофы.

Девятнадцатый век смотрит на эту проблему более пристально и разнообразно.

Эдуард Мейер (1855 - 1930), немецкий историк, автор пятитомной "Истории древности" рассматривал историю Рима на широком фоне общечеловеческой истории:

история человеческих цивилизаций находится в постоянном взаимодействии,

Þ необходимо синхронно излагать факты,

смешение культур приводит к созданию больших государств,

вводится понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культур,

отдельные народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру,

народы Китая и Индии не являются "культурными народами", поскольку их взаимодействие с европейскими народами началось лишь с эпохи эллинизма,

особое значение имеют переселения народов,

используется циклическая теория,

но эти циклы повторяются регулярно,

древность знала те же стадии, что и европейское общество

после расцвета капитализма в эпоху Римской империи снова начинается возвращение к натуральному хозяйству.

Другие историки 19 -20 вв. выделяли другие факторы:

прогрессивное уменьшение населения (Гартман),

социальная борьба в последние века Римской империи как следствия развития рядом с капитализмом социализма и коммунизма (Пёльман),

проникновение "прибрежной" античной культуры в глубь страны и экстенсивное ее распространение как причина потери интенсивности и возврата к старым, натуральным формам хозяйства (Макс Вебер),

противоречие между городом и деревней, борьба между "муниципальной буржуазией", на которую опиралась империя и низами города и деревни, что и приводит к революции, выражением которой являются военные мятежи (М. Ростовцев),

распространение культуры (М. Ростовцев: "Не связана ли каждая цивилизация с закатом, как скоро она начинает проникать в массы?"). Не могу удержаться от "шалости" и привожу известные слова Игоря Губермана:

Возглавляя партии и классы,

лидеры вовек не брали в толк,

что идея, брошенная в массы, -

это девка, брошенная в полк.

разлагающее влияние греческой культуры после поглощения греческого полиса Римской империй (Белох),

прогрессивное уменьшение числа людей, причастных к управлению государственной жизнью (представительной формы античность не знает) - Хейтланд,

негативная роль правящей личности. Например, переход власти от Марка Аврелия к Коммоду -

сенат теряет свой прежний авторитет, а на авторитете этого старинного учреждения и покоилось могущество римского государства (Ферреро Г. Величие и падение Рима).

сокращение, начиная с Августа римской пограничной армии, что препятствовало надежной защите империи (Корнеман),

упадок городской жизни,

сокращение населения (амер. историк А. Е. Р. Боак),

обезлюдение многих областей,

абсентеизм, т. е. уклонение от участия в выборах большинства свободного населения,

христианство как религия сочувствия ко всем неудачникам, слабым и низким, которое возникло на основе "смертельной вражды к реальности" и стало "вампиром" Римской империи ("этой самой величественной формы организации") и "свело на нет огромное дело римлян", "лишило нас жатвы античной культуры" (Ф. Ницше),

прогрессирующее истребление "лучших людей" (О. Зеек, А. Гитлер).

потеря римлянами расовой чистоты (А. Гитлер, фашистские германские и итальянские историки, американский исследователь Тенни Франк),

"революция рабов". Это сталинская теория. Толчок к ее возникновению был дан в выступлении И. В. Сталина на первом всесоюзном колхозников - ударников 19 февраля 1933г. Пытаясь донести до делегатов, значительная часть которой была далека от тонкостей марксистской историографии и даже идеологии, абрис картины всемирной истории, где решающую роль всегда играли революции, придать большую наглядность марксистско-ленинскому положению о решающей роли народных масс в истории, он заявил: "История народов знает немало революций. Они отличаются от Октябрьской революции тем, что все они были однобокими революциями. Сменялась одна форма эксплуатации трудящихся другой формой эксплуатации, но сама эксплуатация оставалась. Сменялись одни эксплуататоры и угнетатели другими эксплуататорами и угнетателями, но сами эксплуататоры и угнетатели оставались. Только Октябрьская революция поставила себе целью - уничтожить всякую эксплуатацию и ликвидировать всех и всяких эксплуататоров и угнетателей.

Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся. Одни эксплуататоры сменились другими эксплуататорами. При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. При крепостных порядках "закон" разрешал крепостникам "только" продавать крепостных."

Специалисты быстро обнаружили противоречие этого высказывания с исторической действительностью и некоторыми высказываниями классиков марксизма-ленинизма. В.И. Ленин, например, прямо указывал, что "рабы, как мы знаем, восставали, устраивали бунты, открывали гражданские войны, но никогда не могли создать сознательного большинства, руководящих борьбой партий, не могли ясно понять, к какой цели идут, и даже в наиболее революционные моменты истории всегда оказывались пешками в руках господствовавших классов". И. В. Сталин учел это и в следующем своем выступлении, в отчетном докладе 17-му съезду партии 26 января 1934г. преподнес почти готовую теорию:

"Известно, что старый Рим точно так же смотрел на предков нынешних германцев и французов, как смотрят теперь представители "высшей расы" на славянские племена. Известно, что старый Рим третировал их "низшей расой", "варварами", призванными быть в вечном подчинении "высшей расе", "великому Риму", причем, - между нами будь сказано, - старый Рим имел для этого некоторое основание, чего нельзя сказать о представителях нынешней "высшей расы". А что из этого вышло?

Вышло то, что не-римляне, т.е. все "варвары", объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим."

Авторы первых советских учебников и первых исследований "революции рабов" пытались расширить эту формулу, в соответствии с полученными указаниями, показывая участие в "революции" наряду с рабами и римских колонов, а также на роль варварских вторжений в гибели империи.

"Теория революции рабов" дожила до 50-х годов и, несмотря на свою явную абсурдность, все же сыграла в определенном смысле положительную роль, заставив исследователей обратить более пристальное внимание на изучение конкретной истории античной цивилизации и средневековой Европы, попытаться разобраться в теоретических аспектах средневековой истории. После 20 съезда КПСС на первое место вообще выдвигается проблема генезиса феодализма, специалисты стали стремиться глубже проникнуть в самую сущность процесса синтеза римских и варварских общественных отношений, выявить все его стадии и особенности в различных странах (С. Д. Сказкин, Е. А. Косминский, А. И. Неусыхин, А. Р. Корсунский, А. Д. Удальцов, М. А. Барг).

"наступление старости античного мира",

"необъяснимое истощение жизненных сил античного человека".

гибель от ран. Так погибает и человек, подвергшийся яростному нападению убийц (фр. Историк Андрэ Пиганьоль: "Римская цивилизация погибла не естественной смертью, она была убита", 1947г.). Это очень напоминает позицию итальянских гуманистов. Варвары в саду античной культуры (М. М. Наринский)

отсутствие единства в экономическом и национальном отношении. Римская империя была "военно - административным объединением" (И. В. Сталин).

И многие, многие другие!!!

Историческая справка

Попробуем посмотреть на эту проблему комплексно, прежде всего учитывая имперский характер римского государства. Сразу хочу оговориться, что ни одну из упомянутых выше точек зрения я не хочу отвергать. "Неправильных" теорий, как мне кажется, в принципе быть не может, ибо каждая из них отмечает какой-либо не замеченный ранее факт или нюанс, а "неправильной" она становится только тогда, когда абсолютизирует этот факт и превращает его в единственную причину чего - либо. Перечисление различных теории к тому же избавляет меня от подробного описания того, что творилось в период Поздней Римской империи и было следствием (не причиной!) тех процессов, которые и обусловили специфику развития и гибель Западной Римской империи.

Можно смело предполагать, что причина падения империи связана со спецификой ее развития как имперского государства, а это значит, что надо видеть совокупность факторов:

I. внутренние причины = те социальные, экономические, политические, этнические и демографические процессы, которые были связаны со "сшиванием лоскутков", т. е. с трансформацией прежних полисов, цивитас, номов и т. п. В силу всего этого империя становится нестабильным государством.

Этих причин недостаточно для падения государства, но для ослабления вполне достаточно.

II. Достижение государством пределов своего "жизненного пространства".

Империя достигла географических пределов прежде всего. Такими пределами стали Атлантика, Сахара, леса и болота Европы к северу от Альп. "Облысеет" Европа именно в средние века. Империя соприкоснулась с народами, экономика и культура которых была государству неинтересна. Несмотря на кризис, о котором будет сказано ниже, в Средиземноморье был достаточно высокий уровень развития товарно - денежных отношений и империя нуждалась в экономических и культурных связях не с "варварами", а с более развитыми регионами земного шара, т. е. с Востоком.

Как писал английский исследователь Х. Мосс, "Во времена Августа империя достигла своих самих далеких границ, и наследники Августа были заняты главным образом укреплением того, что уже было приобретено. Области, простиравшиеся за укрепленными рубежами вдоль Рейна, Дуная и Евфрата, пересекались сетью дорог, связывавших огромную территорию Рима - от границ Шотландии до Аравийских пустынь. По этим путям непрестанно нарастало движение не только войск и государственных чиновников, но также купеческих караванов и даже туристов. Обмен товарами между провинциями быстро развивался и скоро достиг уровня, небывалого в истории прежних веков; его удалось вновь достичь лишь за несколько столетий до нашего времени".

III. Специфика культурного, религиозного и идеологического развития. Происходит крушение прежних родовых культов, связанных с полисами, и, как следствие этого, два процесса:

синтезирование своих собственных культурных достижений с целью создать непротиворечивую систему новых представлений, основанную все же на собственных традициях,

"великое религиозное наступление с Востока", когда в империю проникают различные религиозно - мифологические системы и культы (зороастризм, гностицизм, иудаизм, манихейство, культ Вакха, культ Озириса, культ Митры, культ Кибелы - матери богов и др.). Среди этих "пришельцев" затерялся и незаметный культик "распятого софиста" Христа. Великое начинается с незаметного, непохожего на свое.

Итогом этого станет постепенное формирование новой религиозной ситуации, о чем уже говорилось раньше.

В результате действия трех этих комплексов причин империя станет "слабым" государством. Реальная военная мощь все же будет существовать. Несмотря на то, что будет происходит сокращение армии из - за невозможности более активно использовать в качестве рекрутов крестьян (все хваленые римские ветераны - это, как правило, крестьяне по происхождению), из - за обширности территорий, к тому же неспокойных, где должны были размещаться именно римские, а не варварские отряды, а также будет идти "варваризация" армии (использование варваров в качестве наемников или федератов), роль насилия будет неизменно повышаться. Большая роль насилия - классическая особенность традиционного общества, где насилие помогает решать, прежде всего, экономические задачи: не хватает территории для обеспечения продовольственными ресурсами собственного населения, можно захватить другую территорию, добычу, угнать полезных людей или людей, которых можно продать в рабство и т. п.

Решающую роль сыграют внешние факторы:

1. Прежде всего, это так называемая "встреча экономик". В состав Римской империи вошли развитые восточные провинции, зоны древней и устойчивой городской традиции. Римская империя нуждается в восточных продуктах и товарах. Но хлынувшие в империю "сникерсы" и "памперсы" "позволили" не развивать свои собственные ремесла и внутреннюю торговлю. Это также повлияло на сворачивание торговли и ремесел, городской жизни.

Таким образом, наряду с трансформацией полисного пространства экономическая "интервенция" Востока дестабилизировали положение государства. Практически, вся история римской империи - это внешне история упадка ее. Можно сказать и так: период Римской империи - это период гибели римского государства. Нужно, однако сказать, что гибель в данном случае вовсе необязательна. В связи с этим не могу не привести красивые слова Фридриха Энгельса о том, что римская империя "могла загнивать бесконечно долго". Это действительно была мощная государственная, экономическая и идеологическая машина, которая могла самореставрироваться, саморемонтироваться. Свидетельством тому период домината 4в. н. э., когда империя вновь заблистала на внешнеполитическом небосклоне. Поэтому решающим стал другой внешний фактор:

2. "Великое переселение народов". Что это такое - не знает никто. Описан этот процесс подробно и блестяще, нашел отражение во множестве литературных произведений, но объяснения внятного массовые миграции населения на всем пространстве земного шара не получили до сих пор.

Как бы то ни было, краем своим этот процесс затронул и Римскую империю.

Но и здесь необходимо некоторое пояснение. Практически сразу же встает вопрос: почему погибла именно Западная, а не Восточная Римская империя? Отвечают на него по-разному:

Не подошла просто еще очередь Византии.

Варвары стремились разрушить именно политический центр государства.

Византия была более могущественной в военном отношении государством.

И т. д., и.т. п.

Для того, чтобы понять причины этого обстоятельства, надо вспомнить, что Римская империя для "варваров" (кельтов, германцев, славян) всегда казалась сказочно богатой. Таковой она и была для них. Но что составляло основной вид богаства? Ко времени, когда у варваров сложилась ситуация перенаселения, когда они медленно стали оседать на землю, переходя от присваивающей экономики к производящей, первой формой которой является именно земледелие, главным видом богатства стала именно земля. Не ради богатства, добычи или рабов шли на юг варвары, а ради земли. А земли больше всего было именно в Западной, а не Восточной империи. Кстати, именно особая роль земли и станет базисным фактором, обусловившим отличие феодализма от других эпох. Земля всегда играла заметную роль в хозяйстве рабовладельческого средиземноморского римско-греческого Юга и родоплеменного кельто-германского Севера.

Таким образом, падение Римской империи было результатом действия множества факторов. Подобную же ситуацию можно найти в истории любой другой империи, хотя, еще раз повторяю, гибель империи не обязательна.

Имперская идея долго не исчезает после падения конкретной империи. До тех пор, пока не начнется формирование сословно - представительных, а потом и абсолютистских государств, империи будут возникать с завидной регулярностью. Почему?

Рассмотрим это опять же на примере классической Римской империи.

Причин сохранения идеи здесь несколько.

Как уже говорилось, особую роль играет земля. Территории, экономика которых основана на земледелии, не нуждаются в централизации. По этой причине вместо идеи землевладения в средние века распространяется идея землепользования. Это обуславливает появление вертикальной модели общества (т. наз. "феодальная лестница"). Особую роль начинает играть война и военное сословие.

Pax Romana после расселения на территории Римской империи "варварских" племен (франков, готов, вандалов, лангобардов, англо - саксов и др.) превратился в латинско - христианский Pax Europeana, а, следовательно, "лоскутная" ситуация сохранялась. Это и обусловило в конечном итоге такую специфику феодального государства как его "имперский тип", для которого характерны:

"номинальность" центральной власти, которая выступает регулятором отношений многочисленных социальных и этнических прослоек,

стремление к максимальному объединению континента, ибо "империя" = механизм организации пространства в борьбе с многочисленными врагами (внешние: славяне, викинги, арабы, турки; внутренние - субэтносы, еретики, горожане)

"империя"= специфический механизм организации общеевропейских торговых и культурных связей,

"империя"= механизм организации идеологического пространства,

монархический тип (идея республики= это уже городская идея)

специфическая система управления:

адвокаты - посланцы короля, решающие какие-нибудь проблемы. Они назывались также фогтами, шайр - рифами и т. п. Типичным "адвокатом" был, скажем, Илья Муромец.

чересполосица, когда владения короля намеренно расположены между владениями феодалов, чтобы не дать им соединиться, а также предупредить возможное сопротивление социальных низов.

"делегирование" полномочий феодалам.

использование церковной структуры.

дипломатия. Складывается настоящая концепция "равновесия сил". Это связано с особой ролью внешнеполитического фактора в истории средневековой Европы вообще:

Европа = "клетка". Благоприятствующие географические условия:

окруженность морями и океанами,

изрезанность реками,

отсутствие "самодостаточных" территорий Þ

высокая роль торговли и обмена (Ренан),

недостаток свободных земель ® перенаселение Þ

особая роль войны и дипломатии.

Система миров Евразии: Романский мир - Кельто-Германский мир - Славянский мир - Халифат.

Европа как давняя часть полицентричного мира, но и

Европа = "задворки" мира.

особая роль насилия. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: "Око за око, зуб за зуб, строгое право, бентамовский принцип утилитарности, то есть здраво понятой пользы, - вот закон внешней политики, закон отношений государства к государству. Тут нет места закону любви и самопожертвования".

идеологический надзор.

Имперский период = апогей развития цивилизации, поэтому существует представление о "конце истории". Что еще может быть лучше существующего строя? Ф. Фукуяма: "В конце истории нет никакой необходимости, чтобы либеральными были все общества, достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные, более высокие формы общежития". Добавлю еще его слова: "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории...Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?".

Сказалась и специфика средневекового права:

акцент на поземельных отношениях,

идея сосуществования,

максимальная идеологизированность,

обязательность для всех ("истина"= Правда),

но и этажность, т. е. неравенство,

использование традиции в качестве регулирующего фактора,

обязательная связь с одной религией.

Особую роль продолжает играть религия, специфическими чертами которой являются:

монотеизм,

единственность христианства (если не считать иудаизма),

католичность и православность как обязательные характеристики, цели,

роль идеологического "Щита",

роль "арматуры" Европы=христианского мира

Особая роль в этом государстве принадлежит и церкви:

помощь в управлении, когда церковная структура используется даже вместо бюрократического аппарата,

тесная связь с государством, хотя политический и религиозный центры не совпадают,

решает локальные и общеевропейские проблемы (например, Крестовые походы),

господствует не в одном каком-то государстве, а в Европе в целом,

монархичность: Ф. Энгельс:" Подобно тому, как над князьями и дворянством стоял император, так над высшим и низшим духовенством стоял папа".

На существование имперского типа государства повлияла и уникальность средневековой культуры:

обширные регионы: кельто -германо-романский Запад и греко-сирийско-коптский Восток,

идея найденной истины. Истиной является не то, что есть, а то, что должно быть. Вспомним известные сцены из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", когда Понтий Пилат приказывает бить Иешуа га - Ноцри за то, что тот зовет его добрым человеком и смеется, когда Иешуа говорит о том, что знает истину ("Что есть истина?"). Христос сам понимает, что П. Пилат не добр, но он должен быть таким, ибо человек - богоподобное существо. Если Бог - совершенство, то человек постоянно стремится к совершенству, в этом его залог "возвращения в Эдем". Если же есть одна истина, то она обязательно будет навязываться, а это можно сделать только с помощью насилия.

письменность,

сакральность,

этажность,

школьность,

духовный максимализм,

текстовость,

эмоциональность,

рецептурность,

скачок в "абсурд" (Кьеркегор),

религиозная нетерпимость,

амбивалентность ("двуличность") сознания,

эсхатологичность,

примат веры, а не разума.

регулярность "Возрождений".

До тех пор, пока не начнется формирование сословно - представительных, а потом и абсолютистских государств, империи будут возникать с завидной регулярностью. С ними будет связана так называемая теория "трансляции Римской империи". Появилась она таким образом. В 475г. в выходец из Паннонии по имени Орест. Он сам не стал императором, а возвел на престол Западной Римско1 империи произошел очередной государственный переворот. К власти пришел своего малолетнего сына. По иронии истории в тронном имени последнего римского императора соединились имена основателя города Рима Ромула и основателя империи Августа. Он стал зваться Ромул Август. Поскольку он был малолетним и реально правил его отец, в народе он получил прозвище Ромул Августул (Августишка). В следующем 476г. предводитель варварских отрядов Одоакр потребовал от императора треть Италии для размещения своих воинов. Орест от имени сына отказал ему. Воины Одоакра подняли мятеж. Орест был убит, сын его сослан в бывшее поместье Лукулла, замок Кастель дель Ово (Замок Яйца). Одоакр не захотел сам взойти на императорский престол, объявил себя италийским конунгом и по его настоянию римский сенат принял постановление о том, что Западной Римской империи не нужен больше свой особый император, пусть будет один правитель в Константинополе. Знаки императорского достоинства были отосланы императору Зенону в Константинополь. Таким образом, внешне падение Римской империи выглядело как воссоединение двух половинок, Восточной и Западной, появившихся в конце 3в. при императоре Диоклетиане. Средневековые люди по этой причине всегда считали себя жителями Римской империи. В течении всего средневековья "Рим" "транслировался" несколько раз:

 

номер трансляции "западный" вариа<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: