Общая характеристика работы с родителями | ||
3 балла Разнообразие тематики и форм проведённых собраний. Отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения). Взаимодействие с родителями построено на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания | 2 балла Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется при доминирующей роли педагогов. В протоколах отражена низкая активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) | 1 балл Формальный подход к планированию и проведению родительских собраний. В протоколе не отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) |
Изучение запросов нужд, интересов родителей | ||
3 балла Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующих собраний и других видов работы с детьми и их родителями | 2 балла Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не всегда или частично учитываются | 1 балл При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не учитываются |
Используемые формы работы с родителями | ||
3 балла Свойственны разнообразные тематики и формы проведенных собраний, стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями | 2 балла Используются традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний, но при большем акценте на традиционные формы | 1 балл Использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей |
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы) | ||
3 балла Проведение собраний с учетом социального запроса родителей (их интересов, нужд, потребностей на основе анализа анкетирования и опроса родителей) | 2 балла Периодически учитываются интересы, запросы потребности родителей при проведении собраний. Слабо отражена в протоколах активность родителей на собрании | 1 балл Отсутствие учета интересов, нужд, потребностей и запросов родителей. Протоколы заполнены формально. |
Изучение позитивного опыта семейного воспитания | ||
3 балла Рассматриваются вопросы по выявлению, обобщению, распространению позитивного семейного воспитания. В протоколах отражена активность родителей (вопросы, предложения) с последующим включением этого содержания в планирование работы группы | 2 балла Нерегулярное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников; | 1 балл Отсутствие вопросов, тематики родительских собраний по изучению позитивного опыта воспитания детей в семье |
|
Заслуживают внимания показатели эффективности проводимой в дошкольном учреждении (группе) работы с родителями, выделенные Савельевой О.В.:
¾ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
¾ возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
¾ ответы на вопросы родителей ими самими, либо приведение примеров из собственного опыта;
¾ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
|
¾ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
¾ вопросы родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
¾ повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Таблица №3
Годовой план ДОУ
Общая характеристика работы с родителями | ||||
3 балла При планировании характерно отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями характеризуется согласованностью позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей | 2 балла Отмечается стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы с родителями, так как не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период. Взаимодействие между детским садом и родителями направлено на достижение конкретных результатов, но, следуя традиционному подходу, предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом | 1 балл Формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями. Взаимоотношения с родителями неконструктивны и различаются только степенью требований сотрудников детского сада к родителям и наоборот. При таком типе взаимоотношений участники не стремятся к развитию отношений, а взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер | ||
3 балла Проведен анализ контингента семей (данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год с последующим учетом этих особенностей и результатов при планировании работы с детьми и их родителями. Планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана | 2 балла Анализ контингента семей не полный, отмечается при планировании минимальный учет интересов, нужд, потребностей, запросов родителей в работе дошкольного образовательного учреждения. Прослеживается недостаточное планирование работы по взаимодействию с родителями в разделах годового плана | 1 балл Анализ контингента семей отсутствует. Характерно отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей, либо отмечается изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе, что отмечается при анализе разделов годового плана | ||
Используемые формы работы с родителями | ||||
3 балла Планирование и использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных и т.п.), характерно стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями. Запланированные и используемые формы позволяют решать проблемы настоящего времени, стимулируют появление идей для их решения | 2 балла При планировании отмечается сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, но при большем акценте на традиционные формы, т.е. использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок | 1 балл Планирование и использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей. Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный | ||
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения | ||||
3 балла Отмечается наличие анкет, анализа по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения за прошлый учебный год и соответствующее отражение его при планировании работы с семьей на новый учебный год | 2 балла Имеются контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, но планирование мероприятий на новый учебный год осуществляется формально, без учета анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год | 1 балл Отсутствуют контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, что не позволяет получить объективные данные о его работе по данному направлению | ||
Изучение передового опыта семейного воспитания | ||||
3 балла Системность в планировании и организации в выявлении, обобщении, распространении передового педагогического опыта взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитанияотдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, города | 2 балла Отмечается недостаточное изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников. Планирование и организация открытых мероприятий для родителей только в тех случаях, когда родители приглашаются в качестве гостей | 1 балл Отмечается отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье | ||
Планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров | ||||
3 балла Разнообразная тематика, форм предоставляемой методической помощи по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями Систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями | 2 балла Тематика, формы мероприятий однообразная, отмечается нерегулярное планирование и проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с родителями, либо планирование методической работы без учета проблем современной практики | 1 балл Отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с родителями | ||
|
Список используемой литературы
1. Положение о проведении самоаудита. //Обруч, №2, 2012. - с.6-8.
2. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Киселёвск: МАДОУ д/с №63. -2012. - 26с.
3. Хайлова Е. Самоаудит в детском саду. //Обруч, №2, 2012. - с.8