Марсельская жилая единица




Основные функции градостроительства: «жить, работать, отдыхать, передвигаться”. “Для архитектора, занятого разрешением проблемы градостроительства, орудием измерений должен служить человеческий масштаб.

Первоначальное ядро градостроительства – это обитаемая клетка (жилище), включаемая затем в группу создания единства жилищ большой эффективности.

4. В это же время был спроектирован поселок для рабочих в городе Пессак под Бордо (город-сад) и в очень короткий срок осуществлен. Этот поселок из 51 дома после постройки долго оставался незаселенным, так как были не подведены коммуникации, новые представления о жилище воспринимались с большим трудом и не находили желающих приобрести такой дом. В настоящее время поселок полностью заселен.

Наиболее важным в создании современного города была жилая единица «Вилла-блок». Каждая из двухэтажных квартир, размещенных на 6 сдвоенных этажах, включала озелененную веранду. Из этих «квартир-вилл», как их называл Ле Корбюзье, был спроектирован комплекс п-образной формы вокруг большого зеленого двора. Входы в единицы осуществляются из галереи со стороны двора через этаж.

 

5. Общество обновления архитектуры (Аскораль)

Главной задачей становится создание жилища как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы расселения:

Ø сельское

Ø линейно-промышленный город

Ø радиально-концентрический торговый город

Работу объединения Корбюзье распределил по соответствующим секциям. Эта деятельность сплотила передовых архитекторов и градостроителей Франции, что дало хорошие результаты.

 

Виллы:

1. Ля Рош, 1923-1925гг

2. Гарше, 1927 год

3. Савой в Пуасси, 1929-1931гг

Здесь воплотились основные черты архитектуры Ле Корбюзье, которые позже он сформулировал, как пять отправных точек современной архитектуры:

· дом на отдельных опорах. Раньше дом был забит в землю в темных и зачастую сырых местах. Теперь дом в воздухе, высоко над землей. Сад разбит под опорами дома, таким образом, объемом занято минимум пространства;

· плоская крыша-терраса с садом. Железобетон – это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания и разместить там террасу с садом;

· свободная планировка внутренних помещений. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Отсюда – большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра;

· расположение окон вдоль по фасаду. Окно – одно из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел революцию с его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада. Вытянутые по горизонтали окна обеспечивают хорошую инсоляцию;

· свободный фасад. Опоры вынесены внутрь дома, перекрытия крепятся на консолях. Фасады – легкие пластины изолирующих стен и окон.

Марсельская жилая единица

Корбюзье продолжает работу над «жилой единицей» в 1947–1952 гг. в Марселе, синтезируя все свои идеи и применив впервые на практике «модулор». Вводит необходимый порядок действий:

1) стандартизация;

2) экономия;

3) соразмерность;

4) создание новых форм.

Исходный принцип – получение недорого, но полноценного жилья индустриальным методом, а также связь между индивидуальным и коллективным. 337 ячеек «жилой единицы», должны обеспечить индивидуальную жизнь для каждой семьи в сочетании с возможностью включиться в деятельность коллектива. Последняя, по замыслу, охватывала 26 функций – в частности, предусмотрены спортивный зал, торговая галерея, занимающая часть 7-го и 8-го этажей, прогулочная крыша с беговой дорожкой, бассейном и детским садом.

В основу структуры дома положен принцип развития квартиры не вдоль фасада, а на две стороны дома поперек основной оси здания, а также коридорная система, где при двухэтажных квартирах коридор проходил через один или два этажа. Это сокращало площадь коридоров и давало высокий выход жилой площади. Обеспечила экономичное решение глубина корпуса – 24 метра при обычных 12–15 метрах. На кровле предлагалось размещение детского сада с бассейном. Здание поставлено на массивные железобетонные опоры.

«Марсельская единица» построена на 15 основных величинах «модулора», включая длину здания, глубину корпуса и высоту (соответственно 140, 24, 56 м) Размер 2,26 м определяет min высоту помещений в чистоте, пространство между стенами квартиры – 3,36 м. Однако проявляется неудобство абсолютных величин. Малый планировочный шаг не только привел к появлению детских спален шириной 180 см, но и ограничил возможности персональных трансформаций в жилищах.

Каждое его жилище имеет гостиную двойной высоты (4,40 м), открытую в глубокую лоджию с солнцезащитным козырьком, представляет собой двухуровневую квартиру. Две квартиры складываются так, что двойная высота одного жилища оказывается над, а второго – под низкой частью другого (см. разрез). Вместе они образуют три этажа. Здание выполнено из «открытого бетона».

Культовые сооружения

Но наиболее серьезно проявились новые идеи ухода от «машинной цивилизации».Ле Корбюзье, желающего отойти от стандартизации, в капелле пилигримов на вершине холма в Роншане в 1950–1954 гг.

Формой, пространством и светом он стремился вызвать религиозные эмоции. Кровля состоит из двух тонких железобетонных мембран, разделенных пространством 2,26 м, образующих подобие панциря, и опирается на короткие столбики, поднимающие ее над верхним краем белой стены настолько, чтобы пропускать узкую полосу света. Устойчивость стен обеспечивается их криволинейными очертаниями в плане. Южная стена, утолщающаяся книзу, прорезана свободно организованной группой окон.

Капелла – не столько здание, сколько обитаемая скульптура. Логика формы определила материал стен – металлический каркас, обтянутый сеткой, покрытой торкретированным бетоном. Трудности с доставкой материала заставили перейти на массивную кладку из местного камня, выровненную и побеленную. Здание располагается на ровной площадке, где могут разместиться 12 000 паломников.

В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. За основу берутся традиционные очертания клуатра, с трех сторон замкнутого корпусами келий, с четвертой – объемом церкви. Участок лежит на крутом склоне холма, и капелла спроектирована так, чтобы здание вписалось в часть склона. Число этажей меняется в зависимости от уровня рельефа. Крытые галереи пересекают пространство клуатра, создавая дополнительные коммуникации для общины, связывая ее с церковью. Остекление коммуникационных пространств прикрыто частыми вертикальными ребрами.

Ле Корбюзье сохраняет открытый бетон в интерьере. Цилиндрические «световые пушки», поднимающиеся над плоской кровлей (их различный наклон связан с расчетом на прямой солнечный луч, в определенный день и час падающий на алтарь), освещают интерьер цветным светом.

Чандигарх

Летом 1950 г. Ле Корбюзье получает заказ на постройку города. у подножия Гималаев – новую столицу штата Пенджаб – Чандигарх с правительственным центром Капитолием. Ансамбль Капитолия проектировал Корбюзье, разработка плана города была поручена другим архитекторам. Корбюзье пригласил к сотрудничеству англичанина Максвелла Фрая, его жену и Пьера Жаннере.

Капитолий выделен из общего пятна города. Правительственный комплекс отделен от города цепью холмов. Поперечную ось Капитолия замыкает здание парламента с западной стороны, а Верховного суда – Дворца правосудия – с восточной. Секретариат правительства расположен за объемом парламента.

Все здания выполнены из бетона. Для защиты от солнца применены решетки- солнцерезы, пропорции которых выверены «модулором». Для защиты от дождя во Дворце правосудия устроен гигантский бетонный зонт, поддерживаемый серией конических сводов. Стороны зонта, наклоненные внутрь, сходятся к центральному водосточному желобу. Сильный перегрев у основания заставил добавить протяженный навес на 1-м этаже. Для соединения уровней зданий применена система пандусов.

Центром здания парламента (1959–60) является зал ассамблеи, перекрытый гиперболической оболочкой, прорезающей плоскую кровлю и поднимающейся на 37 м. С его помощью регулируется поступление солнечного света в интерьер. Лестницы и пандусы связывают террасы и балконы на разных уровнях. Ансамбль должна была завершать символическая скульптура Корбюзье – «Открытая рука», h = 27 м.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: