Основные функции градостроительства: «жить, работать, отдыхать, передвигаться”. “Для архитектора, занятого разрешением проблемы градостроительства, орудием измерений должен служить человеческий масштаб.
Первоначальное ядро градостроительства – это обитаемая клетка (жилище), включаемая затем в группу создания единства жилищ большой эффективности.
4. В это же время был спроектирован поселок для рабочих в городе Пессак под Бордо (город-сад) и в очень короткий срок осуществлен. Этот поселок из 51 дома после постройки долго оставался незаселенным, так как были не подведены коммуникации, новые представления о жилище воспринимались с большим трудом и не находили желающих приобрести такой дом. В настоящее время поселок полностью заселен.
Наиболее важным в создании современного города была жилая единица «Вилла-блок». Каждая из двухэтажных квартир, размещенных на 6 сдвоенных этажах, включала озелененную веранду. Из этих «квартир-вилл», как их называл Ле Корбюзье, был спроектирован комплекс п-образной формы вокруг большого зеленого двора. Входы в единицы осуществляются из галереи со стороны двора через этаж.
5. Общество обновления архитектуры (Аскораль)
Главной задачей становится создание жилища как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы расселения:
Ø сельское
Ø линейно-промышленный город
Ø радиально-концентрический торговый город
Работу объединения Корбюзье распределил по соответствующим секциям. Эта деятельность сплотила передовых архитекторов и градостроителей Франции, что дало хорошие результаты.
Виллы:
1. Ля Рош, 1923-1925гг
2. Гарше, 1927 год
3. Савой в Пуасси, 1929-1931гг
|
Здесь воплотились основные черты архитектуры Ле Корбюзье, которые позже он сформулировал, как пять отправных точек современной архитектуры:
· дом на отдельных опорах. Раньше дом был забит в землю в темных и зачастую сырых местах. Теперь дом в воздухе, высоко над землей. Сад разбит под опорами дома, таким образом, объемом занято минимум пространства;
· плоская крыша-терраса с садом. Железобетон – это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания и разместить там террасу с садом;
· свободная планировка внутренних помещений. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Отсюда – большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра;
· расположение окон вдоль по фасаду. Окно – одно из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел революцию с его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада. Вытянутые по горизонтали окна обеспечивают хорошую инсоляцию;
· свободный фасад. Опоры вынесены внутрь дома, перекрытия крепятся на консолях. Фасады – легкие пластины изолирующих стен и окон.
Марсельская жилая единица
Корбюзье продолжает работу над «жилой единицей» в 1947–1952 гг. в Марселе, синтезируя все свои идеи и применив впервые на практике «модулор». Вводит необходимый порядок действий:
1) стандартизация;
2) экономия;
3) соразмерность;
4) создание новых форм.
Исходный принцип – получение недорого, но полноценного жилья индустриальным методом, а также связь между индивидуальным и коллективным. 337 ячеек «жилой единицы», должны обеспечить индивидуальную жизнь для каждой семьи в сочетании с возможностью включиться в деятельность коллектива. Последняя, по замыслу, охватывала 26 функций – в частности, предусмотрены спортивный зал, торговая галерея, занимающая часть 7-го и 8-го этажей, прогулочная крыша с беговой дорожкой, бассейном и детским садом.
|
В основу структуры дома положен принцип развития квартиры не вдоль фасада, а на две стороны дома поперек основной оси здания, а также коридорная система, где при двухэтажных квартирах коридор проходил через один или два этажа. Это сокращало площадь коридоров и давало высокий выход жилой площади. Обеспечила экономичное решение глубина корпуса – 24 метра при обычных 12–15 метрах. На кровле предлагалось размещение детского сада с бассейном. Здание поставлено на массивные железобетонные опоры.
«Марсельская единица» построена на 15 основных величинах «модулора», включая длину здания, глубину корпуса и высоту (соответственно 140, 24, 56 м) Размер 2,26 м определяет min высоту помещений в чистоте, пространство между стенами квартиры – 3,36 м. Однако проявляется неудобство абсолютных величин. Малый планировочный шаг не только привел к появлению детских спален шириной 180 см, но и ограничил возможности персональных трансформаций в жилищах.
Каждое его жилище имеет гостиную двойной высоты (4,40 м), открытую в глубокую лоджию с солнцезащитным козырьком, представляет собой двухуровневую квартиру. Две квартиры складываются так, что двойная высота одного жилища оказывается над, а второго – под низкой частью другого (см. разрез). Вместе они образуют три этажа. Здание выполнено из «открытого бетона».
|
Культовые сооружения
Но наиболее серьезно проявились новые идеи ухода от «машинной цивилизации».Ле Корбюзье, желающего отойти от стандартизации, в капелле пилигримов на вершине холма в Роншане в 1950–1954 гг.
Формой, пространством и светом он стремился вызвать религиозные эмоции. Кровля состоит из двух тонких железобетонных мембран, разделенных пространством 2,26 м, образующих подобие панциря, и опирается на короткие столбики, поднимающие ее над верхним краем белой стены настолько, чтобы пропускать узкую полосу света. Устойчивость стен обеспечивается их криволинейными очертаниями в плане. Южная стена, утолщающаяся книзу, прорезана свободно организованной группой окон.
Капелла – не столько здание, сколько обитаемая скульптура. Логика формы определила материал стен – металлический каркас, обтянутый сеткой, покрытой торкретированным бетоном. Трудности с доставкой материала заставили перейти на массивную кладку из местного камня, выровненную и побеленную. Здание располагается на ровной площадке, где могут разместиться 12 000 паломников.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. За основу берутся традиционные очертания клуатра, с трех сторон замкнутого корпусами келий, с четвертой – объемом церкви. Участок лежит на крутом склоне холма, и капелла спроектирована так, чтобы здание вписалось в часть склона. Число этажей меняется в зависимости от уровня рельефа. Крытые галереи пересекают пространство клуатра, создавая дополнительные коммуникации для общины, связывая ее с церковью. Остекление коммуникационных пространств прикрыто частыми вертикальными ребрами.
Ле Корбюзье сохраняет открытый бетон в интерьере. Цилиндрические «световые пушки», поднимающиеся над плоской кровлей (их различный наклон связан с расчетом на прямой солнечный луч, в определенный день и час падающий на алтарь), освещают интерьер цветным светом.
Чандигарх
Летом 1950 г. Ле Корбюзье получает заказ на постройку города. у подножия Гималаев – новую столицу штата Пенджаб – Чандигарх с правительственным центром Капитолием. Ансамбль Капитолия проектировал Корбюзье, разработка плана города была поручена другим архитекторам. Корбюзье пригласил к сотрудничеству англичанина Максвелла Фрая, его жену и Пьера Жаннере.
Капитолий выделен из общего пятна города. Правительственный комплекс отделен от города цепью холмов. Поперечную ось Капитолия замыкает здание парламента с западной стороны, а Верховного суда – Дворца правосудия – с восточной. Секретариат правительства расположен за объемом парламента.
Все здания выполнены из бетона. Для защиты от солнца применены решетки- солнцерезы, пропорции которых выверены «модулором». Для защиты от дождя во Дворце правосудия устроен гигантский бетонный зонт, поддерживаемый серией конических сводов. Стороны зонта, наклоненные внутрь, сходятся к центральному водосточному желобу. Сильный перегрев у основания заставил добавить протяженный навес на 1-м этаже. Для соединения уровней зданий применена система пандусов.
Центром здания парламента (1959–60) является зал ассамблеи, перекрытый гиперболической оболочкой, прорезающей плоскую кровлю и поднимающейся на 37 м. С его помощью регулируется поступление солнечного света в интерьер. Лестницы и пандусы связывают террасы и балконы на разных уровнях. Ансамбль должна была завершать символическая скульптура Корбюзье – «Открытая рука», h = 27 м.