Семинар №1-2 (4 часа)
Тема: Инновационные процессы в современном образовании: сущность, структура, особенности
Дидактическая цель: содействие осознанию новых функций и задач образования в контексте его модернизации; расширение профессионального кругозора обучающихся через реализацию междисциплинарного подхода к анализу образования как социокультурного феномена; формирование познавательного интереса к проблемам педагогической инноватики.
Вопросы к занятию:
1. Тенденции и перспективы модернизации образования в современных условиях.
2. Инновационные процессы как механизм развития образовательных систем.
3. Закономерности и структура инновационных процессов в образовании.
4. Типология педагогических инноваций.
Основные термины, понятия: образование, образованность, система образования, педагогическая инноватика, инновация, новшество, нововведение, новизна, инновационный процесс, классификация педагогических инноваций
Перечень практических заданий:
1. Ответьте на вопросы первичной диагностики по проблеме курса (Приложение 1).
2. Сделайте реферативный обзор научных публикаций по теме занятия.
3.Проанализируйте текст, который представлен в приложении (Приложение 2) и ответьте на вопросы:
- Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.
- Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу. Каким Вы хотите видеть собственное образование?
4. Напишите небольшое эссе на основе своих размышлений по ключевым проблемам темы.
6. Подготовьте обзор психолого-педагогической литературы по разработке и реализации педагогических инноваций в области образования (содержании, технологиях, управлении и т.д.).
7. Пользуясь вариантами классификации педагогических инноваций, выделите типы и виды инноваций, появившиеся в деятельности педагогов за последние 1 -2 года.
Выполните практические задания в электронном виде.
Литература:
Основная:
Епишева О.В. Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2009.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2004.
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. - СПб.: Питер, 2004.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.. - М.: Академия, 2008.
Дополнительная:
Ангеловски К. Учителя и инновации. - М.,1991.
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Игропуло B.C. Принципы управления развитием образования в регионе в современных условиях. - Ставрополь, 1996.
Колесникова И.А. Взгляд на инновацию как способ изменения качества педагогической реальности // Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогике. - СПб., 2001. - С.61-70.
Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997.
Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.
Интернет-ресурсы:
Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал "Эйдос". https://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.
Образовательные ресурсы - https://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1
Международный научный педагогический журнал. - https://www.oim.ru
Педагогическая библиотека. - https://www.pedlib.ru/
Общие основы педагогики. - https://old.tspu.edu.ru/
Виртуальная библиотека. - https://www.library.ru/
Педагогическая библиотека. - https://pedlib.ru/
Российская национальная библиотека. - https://www.nlr.ru/
Уважаемые студенты!
Для выполнения практической работы скачайте файл с заданием, и выполните представленные задания непосредственно в текстовом документе с заданием.
Заполненный документ необходимо выслать до 16.11.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.
По всем возникающим вопросам обращаться по данному электронному адресу или в социальной сети Вконтакте – Жуева Александра.
Также по телефонам (с 8:00 до 19:00):
+38072-13-88-604; +38095-86-81-837.
Приложение 1
Первичная диагностика по проблеме курса
Для формирования положительной мотивации учения перед изучением курса проводится вводный контроль знаний и уровня сформированности необходимых практических умений.
Цель: проявив недостаточную осведомленность и неумение справиться с предложенными заданиями, обучающиеся, как правило, корректируют собственную самооценку, проявляют более заинтересованное отношение к изучению предлагаемого материала.
Вопросы вводного контроля знаний:
1. Что вы считаете педагогическими инновациями?
2. Какие виды и типы педагогических инноваций вы знаете?
3. Какова структура инновационных процессов в образовании?
4. В чем, по вашему мнению, проявляется специфика инновационных процессов в образовании?
5. Каковы закономерности и принципы управления инновационными процессами в образовании?
6. В чем заключается специфика проявления антиинновационных барьеров в педагогической деятельности?
7. Каковы основные пути их преодоления?
8. Перечислите методы выявления инновационных педагогических проблем.
9. Каковы организационно-управленческие механизмы выявления и решения инновационных проблем?
10. По каким критериям оцениваются результаты инновационной деятельности в образовании?
11. Какие условия необходимы для успешной инновационной деятельности?
12. Какими знаниями и умениями должен, по вашему мнению, владеть руководитель образовательной системы для грамотного управления инновационной деятельностью?
Приложение 2
Проблема: «иметь» образование или «быть» в образовании
« Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.
Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, образовательное учреждение, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.
По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.
«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.
Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.
Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.
Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.
Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.