Изобразительное искусство и архитектура




Ренессанс и гуманистическая идеология оказали сильное влияние и своеобразно преломились в творчестве выдающихся немецких художников. Изобразительное искусство Германии в своих лучших образцах становится самостоятельной сферой культуры, одним из средств познания мира, проявления свободной деятельности человеческого разума.

Ренессансное влияние наиболее ярко проявилось в творчестве самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471–1528). Будучи живописцем, графиком, теоретиком искусства, он стал одним из воплощений ренессансного «титанизма». В то же время художественный язык Дюрера аллегоричен и наполнен средневековой символикой («Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» и др.). В своем творчестве Дюрер стремился передать драматизм мироощущения человека реформационной эпохи. Графика Дюрера, отличавшаяся силой воплощения духовной энергии человека, позволила ему стать одним из создателей портретного жанра в Германии. Его образы были глубоко национальны, не случайно пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

В гораздо большей степени к традициям готики тяготел более известный под именем Грюневальда Матис Нитхардт (1475–1528). Его картины проникнуты мистицизмом и религиозным драматизмом. Наиболее показателен знаменитый «Изенгеймский алтарь» (1516), исполненный для одной из церквей г. Кольмара. В нем мистика и экзальтация сочетались с реалистическими деталями. Экспрессивность произведений Грюневальда обусловлена, прежде всего, замечательным цветовым колоритом, который своим блеском внешне напоминает готические витражи и принадлежит к высшим свершениям национальной художественной культуры.

Особенно тесно связал свое творчество с Реформацией Лукас Кранах Старший (1472–1553). Ему принадлежат портреты ведущих деятелей Реформации – Лютера и Меланхтона. Ренессансная острота и свежесть восприятия мира отличают и его ранние живописные работы («Голгофа», «Распятие», «Отдых святого семейства на пути в Египет», «Казнь святой Екатерины» и др.).

Продолжателем лучших дюреровских и кранаховских традиций в области пейзажа был художник «дунайской школы» Альбрехт Альтдорфер (1480–1538). Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в лирических, то в мощных космических образах, Альтдорфер внес большой вклад в становление пейзажного жанра в европейском искусстве.

К младшему поколению мастеров немецкого Ренессанса принадлежал Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (ок. 1497–1543), известный, прежде всего, как выдающийся портретист. Его портреты (Эразма Роттердамского, Томаса Мора, многочисленных современников художника) написаны правдиво и реалистично, но изысканы по колористическому решению. Гольбейн много работал и в гравюре; особенно известна серия его гравюр на дереве, отличающаяся мистическим содержанием – «Пляски смерти». Немецкое искусство середины и второй половины XVI в., развивавшееся под знаком маньеризма, уже не дает столь крупных имен. Лишь в начале XVII в., когда многие немецкие художники работали за границей, осваивая достижения передовой культуры, европейскую известность композициями с пейзажем завоевал живший в Италии А. Эльсхеймер.

В немецкой скульптуре XVI в. выделяются Фейт Штос (ок. 1455 – 1533) и Тильман Рименшнейдер (ок. 1460 – 1531), создававшие одухотворенные образы в основном в традициях поздней готики. Рименшнейдер известен как автор скульптурной композиции «Тайная вечеря» алтаря церкви Святого Якоба в Ротенбурге. Скульптор побуждал зрителей тщательно обдумать события Тайной вечери и проецировать их на собственную жизнь.

В архитектуре Германии начала XVI в. господствовал позднеготический стиль. К его величайшим достижениям следует причислить северный боковой неф (1522) собора в Бремене, созданный Кордом Поппелькеном. Он с большим вкусом привел старые элементы романского здания в гармонию с новыми. Такой «исторический» подход по модернизации старинных архитектурных форм получил широкое распространение в Германии. Образцом такого историзма служат, в частности, южная башня собора в Оснабрюке (1505–1544). Среди талантливых архитекторов начала XVI в. следует назвать Ганса Бехайна Старшего. Он ввел целый ряд новшеств в немецкую архитектуру, главным из которых явился окруженный аркадой внутренний двор.

В середине XVI в. характерное для предреформационного периода широкое строительство культовых сооружений сменилось развитием преимущественно светского зодчества. Под воздействием Реформации храмовое зодчество пришло в упадок. Традиции позднеготических конструкций как основы зданий сочетались с использованием ренессансного декора, украшавшего дома богатых горожан, ратуши, здания гильдий, княжеские дворцы и замки. В Нюрнберге различные декоративные дополнения стали строить на крышах жилых домов, и в XVI–XVII веках город приобрел едва ли не самый очаровательный в Европе силуэт. В XVII в. в Германии появляется регулярное градостроительство, расцветает традиционное фахверковое зодчество, соперничая с быстро развивающимся каменным, но огромный ущерб немецкой архитектуре нанесла Тридцатилетняя война.

 

Литература

В постгуманистический период в Германии широко распространилась «гробианская литература» – сатири­ческие произведения, описывающие пороки людей с помощью приемов примитивного комизма. В отличие от гуманистической литературы немецких авторов середины XVI в. привлекали сюжеты средневековых легенд и рыцарских романов. Из произведений этого периода выделяются «Шильдбюргеры» (сатира на немецкое мещанство), обработки легенд о чародее и чернокнижнике докторе Фаусте. Традиции народной литературы, привлекавшие гуманистов, развивал крупнейший поэт XVI в. Ганс Сакс (1494–1576). В фольклоре, в бытовых ситуациях и нравах времени он черпал мотивы своих стихотворений, пьес и коротких рассказов. Сакс стремился отразить представления и ценности, тяготеющие к идеалам бюргерства: уют, благополучие, устойчивый порядок. В то же время он умел живо передать чувства, тонко высмеивая своих современников. Сатира, ставшая отличительной чертой немецкой литературы, была присуща и творчеству И. Фишарта. В своих произведениях он широко использовал гиперболу, гротеск, бичевал упадок нравов, религиозный фанатизм, произвол властей, создал карикатурные образы монахов, с особой язвительностью нападал на иезуитов.

Усиление провинциализации немецкой культуры и возраставшее засилье французского языка в среде аристократии ставило патриотическую задачу защиты родного языка. Во главе движения стали литературно-языковые общества. Самым влиятельным из них стало «Плодоносящее общество», куда входили крупнейшие литераторы первой половины XVII в. – поэт-лирик Мартин Опиц (1597–1639), поэт и драматург Андреас Грифиус (1616–1664). М. Опиц, опираясь на авторитет античного искусства и связи с голландскими классицистами, повел борьбу за развитие национальной культуры на раннеклассицистской основе. В творчестве А. Грифиуса ярко выразилось трагическое мироощущение эпохи Тридцатилетней войны. Наиболее известно его стихотворение «Слезы отечества, год 1636», отрывок из которого приводится ниже.

 

Мы всё еще в беде, нам горше, чем доселе.

Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,

Ревущая труба, от крови жирный меч

Похитили наш труд, вконец нас одолели.

 

В руинах города, соборы опустели.

В горящих деревнях звучит чужая речь.

Как пересилить зло? Как женщин оберечь?

Огонь, чума и смерть… И сердце стынет в теле.

 

О скорбный край, где кровь потоками течет!

Мы восемнадцать лет ведем сей страшный счет…

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Образование

Реформация и католические реформы привели к колоссальным изменениям в системе образования. Деятели Реформации отводили образованию центральное место в укоренении лютеранства. Евангелическая церковь, отвергая посредничество церкви между человеком и Богом, проявляла большую требовательность к сознательному восприятию и пониманию каждым христианином Священного писания. Именно школы стали распространителями христианского вероучения и нравственно-религиозного воспитания. Исходным толчком для создания протестантских школ стала обеспокоенность Лютера низким уровнем образования в 20-е гг. XVI в. (число грамотных – 3–4 % населения). Не случайно появление в 1524 г. послания «К членам советов всех городов немецкой земли о необходимости устроения и поддержания христианских школ». Главная проблема, которую предстояло решить Лютеру – это создание института проповедников новой церкви и учителей. Причем, были нужны выдержанные, хорошо образованные, знающие древние языки проповедники. Только в таком случае они с помощью объяснения и толкования Священного писания могли владеть умами людей, увеличивать число приверженцев новой веры и эффективно противостоять католической догме.

Огромная роль в реализации задуманного принадлежала Ф. Меланхтону. Меланхтон стремился поставить все достижения научной гуманистической мысли на службу Реформации. Как выдающийся знаток античных классиков, философ, филолог, историк, он был не только систематизатором учения Лютера, но и замечательным педагогом, теоретиком и организатором школьного и университетского образования. Им написано большинство учебников для протестантских школ, среди них пособия по латинской и греческой грамматике (выдержало 44 издания), логике, риторике, диалектике, богословию, этике, физике, подготовлены программы для гимназий. Идеи школьно-гимназического образования выразилась в знаменитом «Саксонском школьном плане» (1528). Из круга учеников Меланхтона вышли почти все выдающиеся немецкие учителя и университетские профессора второй половины XVI в. Все это принесло ему славу «наставника Германии».

Представления Лютера и Меланхтона о принципах организации школ отразились в школьных уставах. В первой половине XVI в. школьные уставы были изданы магистратами Брауншвейга, Виттенберга, Ганновера. Во второй половине XVI в., когда княжеских суверенитет распространился и на область религии, школьные уставы стали издаваться князьями. Акцент в лютеранских школьных уставах делался на описание нравственно-религиозного урока. Еще в 1529 г. Лютер составляет «Малый катехизис» – системное изложение основ евангелической церкви (описание предмета веры, учение о церковных таинствах и христианской морали), который и стал основным школьным учебником по догматам лютеранства. Его успех объяснялся тем, что «Катехизис» был написан и преподавался на немецком языке.

К середине XVI в. сложилась более или менее стройная система школ нескольких уровней. Обучение начиналось в немецкоязычных городских школах (частные или содержавшиеся городскими магистратами), где получали образование выходцы из бюргерской среды. Обучение в низших школах носило практический характер: среди преподаваемых дисциплин – катехизис, церковное пение, чтение, письмо и счет. Наряду с немецкоязычными начальными школами, в XVI в. существовали и городские латинские начальные школы, в которых учили составлять деловую документацию и корреспонденцию на латинском языке. В сельских школах – как протестантских, так и католических – учили основам культа и элементарной грамотности.

Подготовка к университету, включавшая в себя и основательное изучение древних языков, осуществлялась в гимназиях. Они стали распространяться по всей Германии, в том числе и в католической ее части. Меланхтон разработал систему 4-х гимназических классов со школьной программой, строго определяющей, что должно изучаться в каждом классе. Благодаря этому в гимназиях поэтапно изучали теологию, грамматику (латинскую и греческую), риторику.

Обучение в начальных школах начиналось обычно с 6–7 лет. Уставы требовали раздельного обучения мальчиков и девочек, но на практике это нередко нарушалось. В гимназию переходили в 11–12-летнем возрасте и обычно учились до 16–17 лет. Важная роль отводилась подбору учителей. В середине XVI века в этом качестве выступали кюстеры – помощники священников. Со временем сложилась и система подготовки учителей. В ее основе лежал «Большой катехизис» Лютера – наставление для учителей и пасторов, чья деятельность регламентировалась особыми уставами.

Во второй половине XVI в. стали издавать школьные уставы и в католических районах Германии. Католикам потребовалась собственная доктрина нравственно-религиозного воспитания. В результате был создан католический «Тридентский катехизис» (1563), на основе которого иезуит Петр Канизий написал популярный учебник для начальных школ. Роль иезуитов в развитии образования была весьма значительной. Их система обучения была рассчитана преимущественно на молодежь из верхов общества, но ради популярности ордена они давали бесплатное образование выходцам из самых разных слоев. Социальная практика иезуитов предусматривала выдвижение безродных, но одаренных юношей. Они были умелыми организаторами школьного дела и преподавателями университетов, устанавливали в своих учебных заведениях образцовый порядок, приспособили к своим целям идеалы классического образования. К концу XVI столетия в католических областях, особенно в Баварии, существовала сеть руководимых иезуитами начальных школ, гимназий, интернатов для бедных учеников, пансионов для молодых дворян, семинарий, где велась подготовка будущих членов ордена.

Высшей ступенью образования оставались университеты. Гуманистические традиции, укоренившиеся в университетах Германии, позволили существенно преобразовать содержание читаемых курсов. Они были сориентированы на изучение античного опыта. Все большую популярность приобретали практические специальности (медицина, юриспруденция, химия). Однако в результате развития государственной власти университеты утратили большую часть своих свобод, переходили под контроль церкви и княжеской власти, от которых зависели не только юридически, но и экономически. Финансирование университетов государством осуществлялось разными способами (зарплата, пребенда, выплаты с доходов от дорожной пошлины, содержание за счет секуляризированного монастырского имущества). В полном подчинении у протестантских князей были новые университеты в Галле, Йене, Кенигсберге. Менялись и функции таких университетов. Они становились в большей степени центрами профессионального образования на службе у государства и должны были готовить чиновников, администраторов, судей, дипломатов.

 

Развитие научных знаний

XVI–XVII века ознаменовались коренными переменами в развитии естествознания и математических наук. Идеи Коперника об организации солнечной системы получили развитие в трудах Иоганна Кеплера (1571–1630), который открыл три закона их обращения вокруг Солнца. Опубликовав данные законы в работах «Новая астрономия» и «Гармония мира», он снабдил их новыми, более точными таблицами движения планет. На основе математических расчетов и разработанных формул Кеплер подтвердил правильность теории гелиоцентризма. Наряду с Коперником и Галилеем, он стал создателем новой астрономии.

Ряд крупных открытий в фармакологии сделал Парацельс. Определенный итог современного знания по горному делу и минералогии подвел Георг Агрикола (1494–1555) в знаменитом труде «О горном деле и металлургии» в двенадцати книгах. Леонард Фукс (1501–1566), профессор медицины в Ингольштадте и Тюбингене, ввел в науку наиболее широкую ботаническую номенклатуру. В середине XVII в. были изданы сочинения о химических процессах и соединениях Иоганна Рудольфа Глаубера (1604–1670).

В гуманитарных науках главное внимание отводилось истории немецкого народа и церкви, а также теософским и философским трудам. Беат Ренан (1485 –1547) в своем главном труде «Три книги германской истории» последовательнее своих немецких современников применял историко-филологическую критику источников. Он одним из первых стал различать в истории три периода – древний, средний и «более новый». В 40–50-е гг. увидели свет труды Иоганна Авентина (1477–1534), в том числе опубликованная на немецком языке «Баварская хроника» (1554). Так же на родном языке в 1544 г. издается «Описание немецкой нации» Себастьяна Мюнстера (1489–1552). Популярный протестантский учебник по гражданской истории создал Иоханнес Слейдан (ок. 1506 – 1556). Широко пользуясь архивными материалами, он описал историю Реформации с лютеранских позиций.

Исторические сочинения XVI в. окрашены резкими тонами конфессиональных пристрастий, их используют как орудие религиозного воспитания и межцерковной борьбы. Протестантским авторам принадлежит первая в исторической науке коллективная работа «Магдебургские центурии» (1559–1574), 13‑томное издание по истории церкви. Под руководством М. Флакка создание данного труда велось по строгому плану, с четким разделением задач участников. Главная цель труда – показать, что вся история католической церкви с послеапостольских времен есть история ее «порчи», превращения в «царство Антихриста» – папы. В противовес католической церкви идеализировались императоры, боровшиеся с папством, проявлялся интерес к «идейным предшественникам» Реформации. Однако магдебургские ученые использовали критический метод односторонне, в основном для борьбы с идейными противниками. Протестанты поставили ряд проблем, прежде не привлекавших внимания немецких историков. Р. Рейнекс одним из первых в Германии (1583) выделяет в особую отрасль историю языков, наук и искусств, т. е. историю культуры.

Сложность развития философской мысли во второй половине XVI в. была связана с жестким контролем духовной жизнью со стороны как протестантской, так и католической церквей. В данной ситуации осмысление новых явлений в философии, антропологии, понимании исторического процесса происходило в форме мистико-пантеистических исканий. Так, философ Себастьян Франк (1499 – ок. 1542) в борьбе против церковной догматики и обрядности, опирался на идею о вечно действующем в истории и религиозно-нравственном мире человека Божьем духе, «внутреннем слове». На основе представлений о «Христе в нас» он рассматривал все религии и церкви как равноценные.

Освобождение научной мысли от засилья схоластических традиций, рационализм и доказательность научных выводов, экспериментальный характер исследований, сближение теории с практикой – все это характеризует развитие научных знаний XVI – первой половины XVII вв. Однако прогрессивные тенденции развивались в сложной обстановке распространения «охоты на ведьм», повального увлечения «образованного общества» астрологическими предсказаниями, расширения занятий магией и алхимией, сохранения стереотипов традиционного общества с их недоверием к научному знанию. Таким образом, утверждение новых научных знаний шло путем преодоления консервативных представлений средневекового мира.

 

* * *

XVI – середина XVII вв. занимают особое место в истории Германии. Для немцев этот период связан с целой чередой грандиозных исторических явлений. Переломными стали события первой трети XVI столетия. Германское общество вступило в эпоху модернизации (раннее Новое время) с ярко выраженными чертами ментальных изменений и желанием дальнейших преобразований: индивидуализация сознания, кризис католических ценностей, формирование немецкого национального самосознания, попытки политических реформ, активное развитие раннекапиталистических отношений и, в конечном итоге, Реформация, приобретшая затем общеевропейскую значимость. Выступление М. Лютера стало подлинным интеллектуальным и духовным «прорывом» к ценностям посттрадиционного общества и вызвало переворот в обыденном сознании немцев. Начавшейся процесс реформирования церкви быстро затронул все другие стороны общественной жизни. За этим стояли сложные и противоречивые структурные изменения в социальной среде, которые привели к тяжелому общественному кризису в годы Крестьянской войны. Как и в других странах, в Германии модернизационные процессы вели к многочисленным жертвам в социальных и политических конфликтах, что рассматривается современными историками как «социальная цена прогресса».

Преодоление последствий Крестьянской войны и религиозного раскола, Аугсбургский религиозный мир позволили жителям немецких земель во второй половине XVI – начале XVII вв. перевести процесс конфессионализации в основном в мирное русло и даже наладить межконфeссиональное взаимодействие на бытовом и политическом уровнях. После великих потрясений начала XVI в., германское общество вступило в фазу постепенной эволюции и углубления процессов модернизации, продолжилась перестройка экономики на раннекапиталистический лад. Однако завершила этот период Тридцатилетняя война, ставшая национальной катастрофой для немецкого народа. Она не только привела к экономическому упадку, существенно затормозив процессы модернизации, но и вызвала окончательный распад того единства германских земель, которое отчасти существовало в рамках «Священной Римской империи» еще в начале XVII в. В итоге, огромный потенциал Реформации, которую в широком смысле можно трактовать как стремление общества к обновлению, не был реализован в полной мере. Немцы так и не создали национального государства, а конфессионализация, расцвет княжеского абсолютизма и религиозные войны только закрепили политическую, религиозную и этническую раздробленность Германии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: