Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка – Детский сад № 13 «Радуга»
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми:
«Умелые ручки»
(бумагопластика)
Подгогтовила:
Воспитатель Кухтина Г.Ф.
Гусиноозерск, 2018 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно-ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
Актуальность программы
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
Цель программы - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
Задачи программы
Задачи в обучениии:
· Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
· Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
· Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
задачи в развитии:
· Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
· Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
· Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
· Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
· Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Задачи в воспитании:
· Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
· Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
· Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
· - Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
· - Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
· - Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
· - Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
· При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации
· Организационно-педагогические условия реализации программы
· Материально-техническое обеспечение программы
· Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
· Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
· В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
· Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.
Категория обучающихся по программе: возраст4-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
Содержание программы
Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»
месяц | Тема занятия | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
октябрь | Различные виды бумаги и ее свойства Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой(оригами) | |||
Натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование) | ||||
«Ежик» (гофрирование цветной бумаги) | ||||
«Золотая осень» -коллективная работа (рваная бумага, мятая бумага, витая спираль, торцевание) | ||||
Ноябрь | «Ветка с осенними листьями» (ветка- скручивание бумаги; листья—гофрирование) | |||
«Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик) | ||||
«Аквариум с рыбками» из коробки из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) | ||||
Подарок ко Дню Матери «Рамка для портрета» из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание) | ||||
Коллективная работа «Жар-птица» (оригами,гофрирование, комкование, квилинг) | ||||
декабрь | Собака - символ года(оригами) | |||
Елочная игрушка-шар из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) | ||||
Открытка новогодняя (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) | ||||
Коллективная работа «Новый год в зимнем лесу» (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами) | ||||
Январь | «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. салфетки. | |||
«Снеговик» (комкование, торцевание из белой салфетки) | ||||
«Снегирь на ветке ели» (оригами и комкование) | ||||
Февраль | «Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток) | |||
«Валентинка» - открытка (складывание сердечка и цветка) | ||||
«Танк» (оригами) | ||||
«Корабль с матросом» - открытка для пап (оригами, волны-рваные полоски бумаги) | ||||
Март | «Тюльпаны в вазе» - открытка к 8 Марта (оригами) | |||
«Гиацинт в горшке» (торцевание) | ||||
«Птица счастья» (оригами,гофрирование) | ||||
Коллективная работа «Грачи прилетели» (оригами) | ||||
Апрель | «Ракета» (оригами) | |||
«Космос» - коллективная работа (оригами, комкование салфеток) | ||||
«Пасхальное яйцо с цыпленком» (торцевание) | ||||
«Цветок весенний» (квиллинг) | ||||
Май | Открытка к 9 Мая (звезда, гвоздики - оригами) | |||
«Бабочки на лугу» (оригами) | ||||
«Ветка сирени» (торцевание) | ||||
«На пруду» (лебеди, лягушки, цветок лотоса, стрекоза-оригами; камыши-скручивание) Коллективная работа |
Планируемые результаты реализации программы к концу года:
Высокий уровень.
• дети познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование).
• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
· научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
· научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при работе с бумагой. Самостоятельно сгибает, разгибает, скручивает бумагу, выполняет большинство базовых манипуляций с небольшой помощью педагога.
Низкий уровень. Ребёнок не может самостоятельно сгибать и разгибать бумагу в правильном направлении, испытывает трудности в изготовлении основных деталей. Не может самостоятельно применять основные приемы работы с материалом.
Диагностика развития умений обучающихся
Ф. И ребенка | Последовательно выполняет работу | Использует практические приемы и навыки работы с бумагой | Использует вспомогательные элементы декора | Самостоятельно решает творческие задачи | Обладает достаточными навыками сгибания бумаги | ||||
.