Сильченко Г.А.
Специальность
Дошкольное образование
Курс 3 Группы КЗДО-17
Дисциплина: Теория и методика
ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Руководитель: Шишлевская Е.В.
Керчь 2020 г.
Комнатные растения в детском саду
Названия | Задачи | Трудовые навыки | Формы работы с детьми | |
Вторая младшая группа | 1. Фикус (хороший очиститель воздуха) 2.Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей) 3.Герань зональная (похожа на кустик) 4.Аспидистра 5.Традесканция (очищает воздух) | Задачи: 1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями. 2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок). 3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска). 4. Формировать умение правильно держать лейку. | Трудовые поручения (под наблюде-нием воспита-теля): 1. Полив растений; 2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой. | Наблюдения в уголке природы: В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций. |
Средняя группа | 1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы) 2. Традесканция (очищает воздух) 3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение) 4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей) 5. Бальзамин (похож на кустик) 6. Фикус (хороший очиститель воздуха) 7. Герань зональная (похожа на кустик) 8. Узамбарские фиалки. | Задачи: 1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе. 2. Приучать детей заботиться о растениях. 3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов). 4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли. 5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня. 6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года. | Трудовые поручения: 1. Полив растений. 2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой. 3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки. 4. Совместное мытье растений. | Наблюдения в уголке природы: В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой; опущенные и бархатистые – мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья – опрыскивать. Дети усваивают простейшие правила: · Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать); · Избыточный полив вреден для растений. Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения. Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая). Бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок. |
Старшая группа | 1.Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей) 2.Бальзамин, 3.Традесканция 4.Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям) 5.Аспарагус (поглощает тяжелые металлы) 6.Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока) Фикус (хороший очиститель воздуха) | Задачи: 1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями); 2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов); 3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений); 4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые; 5. Воспитание бережного отношения к растительному миру. 6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле. | Трудовые поручения (в форме дежурства) 1. Полив растений; 2. Протирание и мытьё растений; 3. Опрыскивание растений; 4. Обрезка сухих листьев; 5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающее-ся в пересадке. | Наблюдения в уголке природы: Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых. |
Подготовительная группа | 1.Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока) 2.Фикус (хороший очиститель воздуха) 3.Колеус 4.Кактусы 5.Герань, 6.Фиалка 7.Плющ | Задачи: 1. Воспитание бережного отношения к растительному миру. 2. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений); 3. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле. 4. Помогать детям замечать красоту природы. | Трудовые поручения (в форме дежурства) 1. Полив растений; 2. Протирание и мытьё растений; 3. Опрыскивание растений; 4. Обрезка сухих листьев; | Наблюдения в уголке природы: Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. |