СПРАВКА
О законопроектах Минтруда России о применении принципов адресности и нуждаемости при предоставлении региональных мер социальной поддержки
I. Внедрение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки.
Действующим законодательством уже предусмотрена возможность установления субъектами РФ критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
С целью дальнейшего внедрения в систему социальной защиты принципов адресности и нуждаемости и на основании поручений Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева Минтрудом России подготовлены:
- проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 131 и 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Предлагаемые изменения позволят регионам при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости направлять высвободившиеся средства на поддержку граждан, которые действительно в них нуждаются, при этом увеличивать размер выплат таким гражданам.
Законопроекты предполагают более конкретную увязку вводимых субъектами РФ критериев нуждаемости с объемами дотаций и субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
В частности, предусматривается, что в случае, если критерии нуждаемости не устанавливались, при определении объема и распределении субсидии применяется понижающий коэффициент, устанавливаемый Минфином России.
|
II. Оптимизация предоставления отдельных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости
Одновременно проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагается оптимизация предоставления отдельных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В частности, речь идет о ежемесячном пособии на ребенка, дополнительных гарантиях и мерах социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам, компенсациях расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, компенсации родителям, в целях поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детские сады.
Предложения по введению критерия нуждаемости по ряду региональных мер социальной поддержки
№ | Мера поддержки | Сейчас | Планируется |
Ежемесячное пособие на ребенка Ежегодно расходы бюджетов субъектов РФ по данному направлению составляют более 120 млрд рублей Размер пособия составляет от 100 рублей до 1500 рублей ежемесячно | Законами субъектов РФ устанавливаются: · размер, · порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка | Планируется устанавливать: · размер, · порядок назначения, индексации выплаты · условия и периодичность выплаты · критерии нуждаемости. | |
Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам | Устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов | Планируется устанавливать критерии нуждаемости | |
Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций | Работники федеральных учреждений – за счет федерального бюджета Работники учреждений субъекта РФ, учреждений муниципальных образований – за счет бюджета субъекта РФ Размер, порядок и условия возмещения расходов на указанные меры поддержки утверждается: · Правительством РФ (работники федеральных учреждений); · Законом субъекта РФ (работники учреждений субъекта РФ, учреждений муниципальных образований) | Работники федеральных учреждений – за счет федерального бюджета Размер, порядок и условия возмещения расходов на указанные меры поддержки утверждает Правительство РФ Работники учреждений субъекта РФ, учреждений муниципальных образований – за счет бюджета субъекта РФ; Размер, порядок и условия возмещения расходов на указанные меры поддержки утверждается законом субъекта РФ с применением критериев нуждаемости | |
Компенсация родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования | Не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% - на третьего и последующих детей | В размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом критериев нуждаемости: · Не менее 20% размера такой платы · Не менее 50% размера такой платы · Не менее 70% размера такой платы |
|
|
Критерии нуждаемости будут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
III. Корректировка законодательства РФ в части оптимизации предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан, не связанная с применением критериев нуждаемости
Кроме того, на основе анализа правоприменительной практики проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается корректировка:
1) Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (предложение Минфина России):
в части приостановления действия до 1 января 2019 года нормы об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты на весь период их проживания в сельской местности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Данная 25-процентная прибавка финансируется за счет средств федерального бюджета, а, значит, противоречит главному принципу принятой модели пенсионного обеспечения – страховому.
2) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:
в части введения ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, в зависимости от времени проживания (работы).
Сегодня граждане, постоянно проживающие (работающие) на территориях зон радиоактивного загрязнения, имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет из расчета следующих сумм:
минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для неработающих) – 2718,34 руб. (х 2 = 5436,68 руб.);
максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для работающих) – 40% от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (х 2 = 80%).
Анализ информации о произведенных расходах по выплате пособия за 2014 год показывает, что данный вид выплаты осуществляется по факту регистрации в загрязненной зоне на всей территории Российской Федерации, включая, в том числе, Приморский, Пермский и Красноярский края, Архангельскую, Вологодскую, Тюменскую и Сахалинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Согласно законопроекту ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, в зависимости от времени проживания (работы), составит: не менее одного года – 3 000 рублей; не менее трех лет – 6 000 рублей.
При этом граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, будут, как и все граждане Российской Федерации, получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Планируется, что статьи проекта федерального закона, предусматривающие вышеуказанные положения, вступят в силу с 1 января 2016 года.
3) Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»:
в части введения требования к трудовому (страховому) стажу, учитываемому при определении права на пенсию, необходимому для присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, – не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
При этом также предусматривается исключение из числа оснований присвоения звания «Ветеран труда» наличие ведомственных знаков отличия в труде. Сегодня ведомства в вопросах присвоения ведомственных наград действуют хаотично, бессистемно и предъявляют весьма низкие требования к получению знаков отличия. Изменение требований к кандидатам на звание «Ветеран труда» позволит повысить его статус. При этом госструктуры сохранят право присваивать ведомственные награды.
Ежегодно порядка 500 тыс. человек награждаются ведомственными знаками отличия федеральных государственных органов и становятся потенциальными получателями звания «Ветеран труда» и соответствующих ему мер социальной поддержки.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», а также меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
V. Создание Федерального регистра лиц, имеющих право на меры защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
С целью совершенствования учета граждан, имеющих (реализовавших) право на меры социальной поддержки, а также обеспечения контроля за реализацией их прав, законопроектом предусмотрено создание новой информационной системы – Федерального регистра лиц, имеющих право на меры защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ведение Федерального регистра планируется начать с 1 января 2017 года. Федеральный регистр будет содержать сведения о виде, форме, размере и основаниях предоставляемой меры социальной защиты (поддержки) гражданина, дате постановки его на учет в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки), реквизиты документа, подтверждающего основания отнесения его льготной категории и другие сведения.
Предполагается, что Федеральный регистр впоследствии по своей наполненности и информативности заменит действующие в настоящее время информационные системы в сфере социальной защиты, в частности, Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и иные информационные системы в указанной сфере, которые прекратят свое функционирование с 2018 года.
Здравствуйте. Разъясните пожалуйста какие детские пособия будут выплачиваться с учетом адресности и нуждаемости в 2016 году согласно нового законопроекта внесенного на рассмотрение в Госдуму. Касается ли это пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет?