Организация судебной власти в Великобритании?




В Великобритании нет единой судебной системы. Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят Высокий суд и Апелляционный суд по гражданским делам. Высшая судебная инстанция - палата лордов, фактически существуют и 3 судебные системы. В Англии и Уэльсе первая инстанция по уголовным делам - магистратский суд, через который проходит свыше 90% всех уголовных дел. В состав такого суда входит от 2 до 7 мировых судей, которые не являются юристами по образованию и не получают жалованья, поэтому судьями, как правило, становятся только состоятельные люди, представители имущих классов. В крупных городах на должность мировых судей могут назначаться профессиональные юристы, рассматривающие дела единолично и получающие жалованье. В графствах и городах не менее 4 раз в год созываются сессии мировых судей (так называемые четвертные сессии), которые рассматривают наиболее важные уголовные дела с участием присяжных заседателей. Суды ассизов - выездные суды, являющиеся отделениями Высокого суда, - рассматривают дела, обвинение по которым было возбуждено мировыми судьями. Центральный уголовный суд в Лондоне рассматривает дела по преступлениям, совершенным в Большом Лондоне. Апелляции на приговоры мировых судей могут быть поданы в Высокий суд. Уголовное отделение Апелляционного суда рассматривает апелляции на приговоры четвертных сессий, суда ассизов и др. В тех случаях, когда при рассмотрении дела был затронут "юридический вопрос общегосударственного значения", апелляция может быть принесена в палату лордов.

Первая инстанция по гражданским делам в Англии и Уэльсе - суд графства, в котором дела рассматриваются судьей единолично (по просьбе одной из сторон дело может слушаться с участием присяжных заседателей). Суды графств, как правило, рассматривают иски на сумму, не превышающую 500 ф. ст. Высокий суд является и первой и апелляционной инстанцией почти по всем гражданским делам; он состоит из канцлерского отделения, отделения по делам о наследствах, разводах и морским делам и отделения королевской скамьи (см. Суд королевской скамьи). Апелляции по наиболее важным делам рассматриваются гражданским отделением Апелляционного суда, а в отдельных случаях - палатой лордов.

В Шотландии первой инстанцией по уголовным делам являются полицейские суды в городах и мировые суды в графствах, а также шерифские суды. Наиболее важные уголовные дела рассматриваются в качестве первой инстанции Высоким судом юстициария, который наделён также апелляционной юрисдикцией. Высшая инстанция - Сессионный суд, состоящий из 2 отделений: высшей палаты (рассматривает по первой инстанции любые гражданские и бракоразводные дела) и внутренней палаты (апелляционная инстанция), решение которой может быть обжаловано в палату лордов.

В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции (малые сессии). Высшие судебные инстанции - Верховный суд, состоящий из Высокого суда и Апелляционного суда, и Уголовный апелляционный суд.

В Великобритании судьи всех судов назначаются королём. Особое место в судебной системе занимают различного рода специальные суды, например коронерские суды, которые созываются для установления причин насильственной смерти, и др. Создаются административные трибуналы (см. Административная юстиция), которые рассматривают споры между частными и юридическими лицами и государственными органами, возникающие в процессе государственного управления. В Великобритании имеются военные суды, председатели и члены которых назначаются военным командованием из числа офицеров. Юрисдикция военных судов распространяется на лиц, отбывающих действительную военную службу в армии, флоте и авиации, и на членов их семей, если они находятся за пределами Великобритании.

Раскрыть содержание вопроса: “Местные органы самоуправления в Великобритании”.

В Великобритании исторически сложилось несколько уровней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов (например, в Шотландии). В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые. Но с конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепилась общая тенденция к постоянному сокращению числа советов и сферы их компетенции.

В зависимости от степени урбанизации населения различают так называемые «метрополитенские» районы (т.е. районы городских агломераций) и «неметрополитенские», или сельские районы со значительно меньшей численностью проживающего в них городского населения. Естественно, что функциональная структура советов везде разная и определяется самими советами исходя из сложившейся ситуации.

По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства, в свою очередь, делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округов.

Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и. городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение. К ведению приходов и общин относятся: распределение земельных участков, промыслы, туризм, пешеходные дорожки, автобусные стоянки, места отдыха.

Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен (за исключением центра - Сити) на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы. К ведению советов относятся: развитие территории, налоги, жилищное строительство, транспорт, образование, здравоохранение, пожарная безопасность, библиотеки, парки. Лондонский Сити управляется тремя палатами, в состав которых входят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставленные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии.

Центральные министерства и ведомства осуществляют значительный контроль над советами. Прежде всего местные органы власти зависят от центра в финансовом отношении, поскольку поступлений от местных налогов и других доходов не хватает на покрытие расходов. Законы, принятые в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили роль центра, и некоторые министры вправе даже принимать на себя исполнение обязанностей тех советов, которые, по их мнению, не справляются со своей работой.

Функции местного самоуправления регулируются и обеспечиваются законодательством, определяемыми правительством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым контролем и ревизиями, постановлениями судов, выступлениями средств массовой информации, системой доступа общественности к информации, выборами местных органов власти.

В результате реформ М.Тэтчер и политики, которую проводило правительство Дж.Мейджора, в последние годы в британском обществе отмечалась явная потеря влияния местных демократических институтов, выражавшаяся в том, что целый ряд важнейших вопросов жизнеобеспечения перешел в ведение центрального правительства. В частности, органы местной власти потеряли контроль над здравоохранением, вопросами водоиспользования, над некоторыми аспектами деятельности полиции, над определением стандартов при производстве мяса.

Вместе с тем в последнее время местным советам вменено в обязанность решать проблемы, связанные с переработкой отходов, бездомностью, социальной защитой.

Постоянно и неуклонно ограничиваются расходы органов местного самоуправления путем сокращения правительственных грантов, понижения предела местного налога, введения национального нормирования. Серьезно ухудшила финансовое положение местных советов национализация налога на предприятия. В результате подобных финансовых мероприятий сложилась ситуация, когда 85% средств местных структур направляется сверху, а не собирается на месте, что в свою очередь приводит к вынужденному и непопулярному росту налогов на местном уровне.

В последние годы в Великобритании четко просматривается тенденция к уменьшению числа независимых членов советов. Кандидатам в члены совета становится все труднее быть известными всем избирателям, поэтому оказался возможным переход от преобладания независимых членов совета к преобладанию представителей партий. Таким образом, партийные группировки в рамках местных советов стали важным фактором в принятии решений. Типичными являются советы, в которых ни одна партия не имеет решающего перевеса голосов.

В своей деятельности советы в принципе стремятся все в большей степени отражать интересы населения. Считается, что демократическая система лучше всего работает, если избиратели знают, что именно советы делают или собираются делать.

Британский закон дает избирателям право на получение информации о работе советов, а также право присутствовать на заседаниях советов и их комитетов. Если совет намерен обсуждать что-то при закрытых дверях, у него должен быть для этого достаточный повод, соответствующий закону. Доступность информации о деятельности советов достигается следующим образом: повестки дня их заседаний рассылаются газетам, радио- и телевизионным станциям за неделю до заседаний совета и его комитетов; члены советов обязаны встречаться с работниками средств массовой информации, интересующимися тем, что рассматривает совет; журналистам, желающим присутствовать на заседаниях, предоставляются необходимые условия; регулярно выпускаются сообщения для прессы, чтобы привлечь внимание работников средств массовой информации к важным вопросам, рассмотренным советом, и к принятым решениям; при советах функционируют специальные отделы связи с общественностью для ответов на вопросы работников СМИ и общественности, а также для публикации сведений о деятельности советов; публикуются, как правило, два отчета в год о деятельности совета и о решениях, принятых в предыдущие полгода; перед принятием некоторых решений совет консультируется с избирателями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: