ТЕМА: Дошкольное образование как система.
Понятия: образование, система образования, образовательная программа.
Вопросы для изучения:
1. Система дошкольного образования в нормативных документах.
2. Перспективы развития системы дошкольного образования.
3. Инновационные формы дошкольного образования.
4. Сетевое партнерство дошкольной образовательной организации.
Задания
- обязательные для всех:
1. Подготовьте сообщение об одной инновационной форме дошкольного образования:
- группы кратковременного пребывания;
- центры игровой поддержки;
- консультативные пункты;
- службы ранней помощи;
- лекотека;
- семейный детский сад.
- задание для подгруппы:
1. Разработайте проект сайта детского сада.
Для выполнения задания можно познакомиться с сайтами детских садов в сети Интернет, а также воспользоваться конструкторами сайтов на серверах: http:\\narod.yandex.ru; http:\\ucoz.ru; система WordPress.
- дополнительное задание:
1. Напишите статью (эссе) на тему "Идеальный детский сад: как я его себе представляю". Отразите в статье ваше представление о соответствии изученного материала собственному представлению о том, каким должен быть современный детский сад.
- индивидуальное:
Представьте, что вам нужно рассказать о системе дошкольного образования в России представителям других стран. Определите содержание вашего выступления и подготовьте презентацию, иллюстрирующую данное выступление. При подготовке презентации подумайте, какие особенности системы дошкольного образования нашей страны наиболее значимые, "яркие", о чем бы вам захотелось поразмышлять.
Литература:
1. Аверина, И. Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы / И. Е. Аверина. — М.: Айрис-пресс, 2004.
|
2. Белая, К.Ю. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей / К. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко. — М.: Чистые пруды, 2009.
3. Данилина, Т.А., Зедгенидзе В.Я. Нормативно-правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ: практ. пособие / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе. — М.: АРКТИ, 2005.
4. Данилина, Т.А., Зеденидзе В.Я. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практ. пособие / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе. — М.: АРКТИ, 2006.
5. Детский сад в интернете: метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Перспектива, 2009.
6. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст / под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. — М.: Школьная Пресса, 2005.
7. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - с.459-485.
8. Езопова, С.А. Менеджмент в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Езопова. — М.: Академия, 2003.
9. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — М.: Академия, 1999.
10. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Бойцова, И.И. Семейный детский сад: нюансы маркетинга и организации / И.И. Бойцова // Современный детский сад, 2014. - №2. - с, 4-7.
|
13.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 2013 г.
14.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
Практическое занятие № 4
ТЕМА: Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, субъект, субъектные отношения, сопровождение.
Вопросы для изучения:
1. Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: понятие, структура, этапы.
2. Характеристика педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения:
ü целостность;
ü целенаправленность;
ü наличие связей между участниками;
ü системность и процессуальность.
3. Современные модели организации педагогического процесса в дошкольной организации.
4. Содержание дошкольного образования.
5. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада.
Обязательные задания
- для всех:
1. Изучите материал учебника Н.В. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой "Дошкольная педагогика". - Глава 5, п. 5.2, 5.3. Во время чтения делайте следующие пометки:
ü - данная информация соответствует тому, что Вы знали раньше;
+ - то, что Вы читаете, является новой информацией;
– - то, что Вы читаете, противоречит тому, что Вы знали раньше;
? - то, что Вы читаете, непонятно, Вы хотели бы получить белее подробные сведения по данному вопросу.
2. Подготовить конспект Глава 5, п.5.4 "Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада".
|
- обязательное групповое задание:
1. Разработайте или подберите в литературе воспитательную ситуацию (жизненную или игровую) для дошкольников. Смоделируйте эту ситуацию на занятии.
Дополнительное задание (по выбору):
Изучив литературу, материалы лекции, ответьте на вопросы:
1. Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?
2. В чем заключаются особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях педагогического процесса?
Индивидуальное задание:
Подготовить реферат "Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада".
Литература:
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. -М., 1997 (2005).
3. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010. – 176.
4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
5. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
6. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А, Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.для сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 416 с.
8. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Текоретико-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - ВЛАДОС, 2008.
10. Трехлетки, четырехлетки, пятилетки, шестилетки. Четыре детских возраста глазами воспитателей и авторов разных дошкольных программ. Изложение принципиальных позиций, неожиданные решения и невыдуманные истории. Сборник. – СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
Практическое занятие № 5
ТЕМА: Воспитание детей в целостном педагогическом процессе.
Понятия: воспитание, воспитательный процесс, принципы, методы воспитания, средства воспитания, формы воспитания, воспитывающие (воспитательные) ситуации.
Вопросы для изучения:
1. Понятие "воспитание". Особенности воспитания детей дошкольного возраста.
2. Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста.
3. Закономерности и принципы воспитания.
4. Средства и методы воспитания.
5. Система форм воспитания.
Обязательные задания
- для всех:
1. Изучите материал учебника Н.В. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой "Дошкольная педагогика" с.249-288. На основе прочитанного сделайте сравнительную таблицу "Общие концепции дошкольного воспитания в России.
2. Составьте таблицу, где соотнесите закономерности и принципы воспитания.
Закономерности воспитания | Принципы воспитания |
3. Законспектируйте основные моменты п. 3.1 из уч. пособия "Теория воспитания дошкольников" Н.В. Микляевой (с.98-113).
- по выбору:
1. Прочитайте п.1.3 "Система форм, методов и средств воспитания" из уч. пособия "Теория воспитания дошкольников" Н.В. Микляевой. Ответьте на вопрос 2.
2. Прочитайте п.1.3 "Система форм, методов и средств воспитания" из уч. пособия "Теория воспитания дошкольников" Н.В. Микляевой. Ответьте на вопрос 4.
3. Прочитайте п.1.3 "Система форм, методов и средств воспитания" из уч. пособия "Теория воспитания дошкольников" Н.В. Микляевой. Ответьте на вопрос 6.
(Н.В. Микляева "Теория воспитания дошкольников" с.67-82)
- обязательное групповое задание:
1. Сделайте мультимедийную презентацию одного из подходов к воспитанию: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуальный, гендерный, возрастной, социальный, онтологический, аксиологический, культурологический, синергетический, кибернетический. Воспользуйтесь уч. пособием Н.В. Микляевой "Теория воспитания дошкольников" с.49-66 или другой рекомендованной литературой.
- индивидуальное задание:
1. Разработайте или подберите в литературе воспитательную ситуацию (жизненную или игровую) для дошкольников. Смоделируйте выбранную ситуацию с сокурсниками.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педапгогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М., 1990.
2. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова. - М., Воронеж, 1996.
3. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2003.
4. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А, Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.для сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – с. 86-95.
6. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
7. Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - И.: Издательский центр "Академия", 2010. - 208 с.