Краткие теоретические сведения. Одним из перспективных направлений стимуляции учебной деятельности обучающихся




Одним из перспективных направлений стимуляции учебной деятельности обучающихся, развития у них заинтересованности в познании, творческих (креативных) способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Основные понятия проблемного обучения:

1. Проблемная ситуация – это условия, которые возникают тогда, когда для осмысливания чего-либо или реализации каких-то обязательных операций у обучающихся недостаточно знаний или знакомых способов действий, т.е. у них создается мыслительное затруднение.

2. Проблема – это:

– задача, которая не имеет шаблонного решения;

– задача, которая направленная на поиск необходимых для ее решения знаний, способов размышления и деятельности;

– фальшивый в теории или в практике вопрос, содержащий в себе скрытое несовпадение, которое вызывает разные, иногда доходящие до противоречия позиции при его разрешении;

– задание, которое выполняется неизвестным способом для обучающего имеет своей целью подтолкнуть мыслящего использовать опорные знания и умения; проблемная задача в большинстве случаев вызывает у обучающихся затруднения, изумление, но, в свою очередь, является посильной.

Дидактической основой проблемного метода обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, конструкцию ее создает педагог в целях стимулирования деятельности обучающихся. Для преподавателя построение проблемы составляет условие организации проблемного обучения. Преподаватель разрабатывает задачи и задания, позволяющие включить обучающихся в активный познавательный процесс, создает проблемные ситуации.

Способы для выстраивания проблемной ситуации:

– применение учебных и жизненных обстоятельств;

– побуждение обучающихся к теоретическому толкованию явлений или фактов, их изучения, суммированию, сортировки;

– знакомство обучающихся с фактами, которые носят как будто бы не поддающийся объяснению характер;

– противоречия, которые возникают между научными фактами;

– не стандартные условия использования уже имеющихся у обучающегося знаний.

Методические приемы построения проблемной ситуации:

– педагог подводит обучающихся к противоречию и дает возможность им самостоятельно найти способ его решения;

– изъясняет разнообразные точки зрения на один и тот же вопрос;

– предлагает обучающимся изучить явление с различных позиций (например, менеджера, адвоката, финансиста, преподавателя);

– побуждает обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

– ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление «психологической инерции» и др.)

Примеры ситуаций, являющихся проблемными, которые были созданы на основе противоречий, характерных для способствующего познанию процесса:

– проблемная ситуация является следствием взаимодействия противоречий старых и новых знаний для обучающихся, результатом которого становятся факты, ломающими предыдущую теорию;

– осознание научного значения проблемы и недостаток устойчивой теоретической базы для ее разрешения;

– разнообразие концепций и нехватка надежной теории для толкования данных фактов;

– почти доступный результат и недостаток его теоретического подтверждения;

– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при заданных параметрах или условиях. Всякая учебная проблема и проблемная задача являются искусственной дидактической конструкцией, поскольку они специально строятся в учебных целях. Проблемная задача – это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации.

Примерная структура проблемного учебного занятия:

1 Мотивация. Создание проблемной ситуации.

2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.

3. Исследование (теоретическое, практическое).

4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.

5.Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).

6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

9. Заключение. Выводы.

Задание

Выполнить методическую разработку занятия по дисциплине / профессиональному модулю учебного плана подготовки квалифицированного рабочего / специалиста среднего звена (в соответствии с профилем подготовки) с использованием проблемного обучения.

Порядок выполнения практической работы:

1. Руководствуясь рабочей программы дисциплины, выберите тему теоретического или лабораторно-практического занятия.

2. Внесите изменения в методические разработки теоретического занятия или лабораторно-практического занятия путем добавления проблемных задач и проблемных ситуаций в структуру занятия.

3. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа выполнения задания и его результат), определите виды освоенных на данном занятии методических умений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: