ОГЭ по русскому языку
Вариант 3
Прочтите текст и выполните задания 2-14
1)Трудно провести границу между осенью и зимой.2) Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. 3) А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. 4)Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
5) Но не все ребята слушаются радио. 6)И вот на льду появляются первые смельчаки. 7)Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. 8)А счастливая звезда иногда подводит.
9)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки.10) Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. 11)Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал: 12)— Тонет! Тонет!
—13) Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк. — 14)Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. —15) Пацан тонет. 16)Под лед провалился. 17)Что стоишь?!
18)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?»19) Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
20)Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
21)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. 22)Лед слегка прогнулся, но не треснул.23) Вероятно, у берега он был крепче.
24)Димка Ковалев оживился.25) Он снова стал махать руками и кричать:
26)— Заходи справа!..27) Осторожно!.. 28)Не топай ножищами, а то сам...
29)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
30)А тюфяк шагал по льду. 31)Он не слышал криков.32) Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
33)Около полыньи на льду образовалась лужа. 34)Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед.35) Ботинок сразу зачерпнул воду. 36)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. 37)Но это не остановило его.38) Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
39)Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше.40) Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
41)Наконец первоклассник очутился на льду.42) Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя.43) Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.
44)Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
— 45)Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.
46)Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
—47) Валяй!
48)Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что заставило тюфяка принять такое решение?»
1) Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки.
2) Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал.
3) Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
4) Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед.
Ответ:_________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
1) Трудно провести границу между осенью и зимой
2) Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой.
3) Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
4) Наконец первоклассник очутился на льду.
Ответ:_________________________
4. Из предложений 9-11 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от её лексического значения.
Ответ:_________________________
5. Из предложений 29-31 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в них есть приставка, кроме НЕ».
Ответ:_________________________
6. Замените разговорное слово ВАЛЯЙ в предложении 46 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:_________________________
7. Замените словосочетание НАПРЯЖЁННО ВЫЖИДАЛ (предложение 39), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 40-42 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки,(1) но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся,(2) но не треснул. Вероятно,(3) у берега он был крепче.
Ответ:_________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он шел,(1) вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали,(2) а по лицу текли слезы.
Когда они вышли на берег,(3) Ковалев оживился.
Ответ:_________________________
13. Среди предложений 38-40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
14. Среди предложений 19-21 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________