Концепция воспитательной работы в школе № 42.




Рассмотрим концепцию воспитательной работы, применяемую в школе№ 42 г. Краснодара. В эту концепцию воспитания вошли и основные положения системы воспитания В.А. Караковского, по которой уже несколько лет довольно успешно работают.

Работу, согласно этой Концепции воспитания учеников, начали с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности (проводились тесты самостоятельно родителями, классным руководителем и школьным психологом).

После получения и обработки результатов диагностики класса совместно с учениками и их родителями была запланирована воспитательная работа с коллективом детей. Приятной неожиданностью для меня как классного руководителя была инициативность родителей моих учеников. План воспитательной работы был дополнен ими: были предложены разнообразные совместные походы в музеи и развивающие экскурсии, спортивные праздники типа “Сабантуй”, “Мама, папа и я – спортивная семья”; традиционные чаепития были заменены “Арбузником” (в сентябре), встречами “У самовара”, семейными играми “Звёздный час”, “Пока все дома”, “Счастливый случай”.

Цели воспитания, как отмечается в уже упомянутом письме, не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей. А они на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый.

Таким образом, цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество – развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной личности, достойного гражданина Татарстана, России и мира.

Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
1. Воспитывать в детях высоко нравственные черты характера (показывая престижность сферы нравственного, а не безнравственного самоутверждения). Насколько возможно скомпенсировать просчёты семейного воспитания.
2. Развивать в детях творческие способности, поддержать талант и инициативу у детей (самореализация).
3. Способствовать развитию у детей художественного вкуса, помочь в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению.
4. Развивать умения критически оценивать свои поступки (самоанализ).
5. Научить процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не экстремальных условиях (самоорганизации и самореабилитации).Создание в классе условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка.

Содержанием воспитательного процесса являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества. Принципиально новый вопрос поставлен перед учителем-участником процесса пед. творчества: «Каким должно быть содержание воспитания, чтобы ребенок плодотворно развивался?»

Принципы воспитания:

1. Принцип ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.

2. Принцип гуманизма (все дети талантливы).

3. Принцип личностно-ориентированного подхода.

4. Единство учебного и воспитательного процессов.

5. Принцип креативности творчества, готовность учителя воспринимать новое, творческое.

С учётом выбранной мною методической темы: “Развитие творческой и интеллектуальной личности в школьной воспитательной системе” содержание воспитательного процесса, согласно моей Концепции воспитания, можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего):

 

5 кл. I  
6 кл.   II  
7 кл.     III  
8 кл.       IV  
9 кл.         V  
10 кл.           VI  
11 кл.             VII

 

  I этап   Самореализация Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск кл. руководителя. Формирование органов самоуправления.
    II этап     Самоорганизация Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников.
  III этап   Самоопределение, т.е формирование интеллектуальной инициативы Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей.
    IV этап     Самореабилитация Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.
  V этап   Самоутверждение Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума.
  VI этап   Самоанализ и саморегуляция Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания.
    VII этап     Самоусовершенствование Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции.

 

При планировании воспитательной работы в классе на год мы учитываем и методику коллективных творческих и ключевых дел, многие из которых стали уже традиционными, как, например, «Гражданин Отечества», «Созвездие талантов», «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»…

Таким образом, воспитательная работа с классом в ключевом деле школы выглядит так:

1. Совместное планирование воспитательной работы класса по теме ключевого дела, выбор Совета дела.

2. Классный час. Чтение и обсуждение «Декларации прав ребенка». Знакомство с основными положениями «Декларации прав человека».

3. Подготовка и проведение классной игры «А гражданином быть обязан».

4. Подготовка и участие в проведении конкурса «Знатоков права» (в параллели).

5. «Отечества достойные сыны» (Вечер памяти).

6. Анализ проведенной работы.

Итоговым школьным ключевым делом является программа «Одаренный ребенок», подразумевающая единство учебного и воспитательного процесса. А в течение года ребенок находится в непрерывном творческом процессе, участвуя в различных видах деятельности. А результат работы может быть представлен в:

– Научно-практических конференциях учеников (с 3 по 11 кл.). (в школьной, им. Рычковых в шк. №42, «Юность науке» и конф. имени Лобачевского в КГУ).

– Творческом отчете учеников (с 1 по 11 кл.), включающем персональные выставки, авторские работы, выступления учеников музыкальных и спортивных школ.

Достижение поставленной цели по воспитанию интеллектуальной высоко нравственной личности реально при тесном взаимодействии кл. руководителя и

— семьи,

— учителей-предметников,

— досуговых центров,

— работников социально-психологических служб,

для:

— ликвидации пробелов в знаниях учащихся, организации внеурочной работы по предмету, развития творческого потенциала учащихся;

— разрешения конфликтов, стрессовых ситуаций.

Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний.

Кроме этого момента необходимо учесть и требование, продиктованное временем: поскольку одаренные, творческие дети – не только духовное богатство страны, но и политическое, и экономическое, то самое время для решения задачи экологии одаренности, экологии духовных и интеллектуальных способностей человека. Видя перед собой ясную цель – «максимальное развитие личности», не забывая, что воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности, мы строим свою воспитательную работу под девизом учителей школы №139: «Сперва любить, потом учить».

Заключение

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год доджно включать следующие разделы, которые отражают основные направления воспитательной работы в классе:

  · Организационно-педагогические мероприятия.
  · Воспитание положительного отношения школьников к учению.
  · Политический кругозор учащихся.
  · Воспитание нравственных ценностей у школьников.
  · Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.
  · Дисциплина и культура поведения учащихся.
  · Физическая культура и здоровье учащихся.
  · Экологическое воспитание.
  · Свободное время учащихся.
  · Работа с родителями и общественностью. По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы. Основная задача педагога-воспитателя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:
организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);
воспитательную (формирование личности и коллектива)
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

 


Список используемой литературы:

 

1) Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 2001.

2) Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 1999.

3) Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 1998.

4) Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др.Методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Рязань, 1993.

5) Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 1999. № 6. С. 99-102.

6) Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.

7) Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. М, 1999. № 4. С. 23-28.

8) Воспитательная система класса /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 1998.

9) Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2002.

10) Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М., 1983.

11) Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М., 1992.

12) Гордин Л.К. Организация классного коллектива. М., 1984.

13) Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.

14) Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. М., 1999. № 3. С. 17-29.

15) Диагностические основы воспитательных технологий. Сост. В.В.Абрамов. Витебск, 2000.

16) Иванов Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. №6. С. 103-106.

17) Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

18) Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.

19) Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание. Мн., 1998.

20) Кабуш В. Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 2000.

21) Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

22) Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.,1993.

23) Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

24) Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Мн., 1998.

25) Личность в воспитательной системе школы /Под ред. А.В, Гаврилина и Л.И. Новиковой. Владимир, 1993.

26) Личность: Программно-методические рекомендации по подготовке учащихся к самовоспитанию./Сост. Е.Г. Тесова, В.Т. Кабуш. Мн.,1995.

27) Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя, М., 1999.

28) Маленкова Л.И. Классный руководитель: содержание деятельности // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 247-249.

29) Певрушина Л. В. План воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 41-49.

30) Планирование и организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие/Сост. В.П. Минин. Мурманск, 1993.

31) Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

32) Праблемы выхавання. № 3. Мн., 2002.

33) Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2002.

34) Советы педагогу-воспитателю: Учеб.-метод, пособие / Сост. Л.А. Байкова и др. Рязань, 1995.

35) Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах //Классный руководителем.,1998. № 5. С. 23-28.

36) Смагина Л.И. Права ребенка. Мн., 2001.

37) Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Авт.-сост. Л.А. Байкова и др. М., 1999.

38) Станчиц М.А. "Мастерская милосердия": (опыт организации благотворительной деятельности школьников). Мн., 2000.

39) Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

40) Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

41) Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: